Подпишись на нас в соц. сетях!

Второе высшее образование: плюсы и минусы


Когда-то высшее образование было поводом для уважения и зависти‚ потом планка повысилась. Сегодня легко встретить обладателя двух‚ а то и трех дипломов. Возможности расширились — больше институтов‚ платные отделения. Легкое отношение к смене профессии также открывает иные горизонты. Смысл еще одного образования не только в дополнительном заработке. Какие мотивы и риски можно увидеть с психологической точки зрения?

Второе высшее образование.jpg

 Вспомните свое абитуриентское прошлое — репетиторы, шпаргалки, недобор баллов и нервы, нервы, нервы... Казалось, что твоя фамилия, найденная в списке поступивших, — самая большая радость в жизни. Отделения для второго высшего такой возможности не предоставят: тосковать и восторгаться на вступительных экзаменах не придется, приемной комиссии понадобятся лишь первый диплом с вкладышем и деньги. На собеседовании мало кто теряется, обычно на этом этапе жизни люди уже неплохо знают, чего хотят: первое образование стало непо­пуляр­ным, не дает желаемых возможностей или, в конце концов, первая профессия для них просто изжила себя и никакой радости не приносит.


Тогда и возникают мысли о том, что неплохо бы стать кем-то другим — поменять про­фес­сиональную идентичность и в целом улучшить качество жизни, за счет новых знаний вдохнуть в нее новое содержание. «Я долгое время работала бухгалтером, — рассказывает Анастасия, 32 года, — и довольно неплохо. У меня была хорошая зарплата, востребованность, клиентская база. Следующей целью было стать главным бухгалтером в крупной фирме, но, когда мне позвонили с таким предложением, я почему-то почувствовала вместо радости разочарование и отказалась, очень удивив хедхантера. Весь отпуск думала и поняла, что на самом деле мне хочется открыть развивающий центр для детей. Это потребовало других знаний, педагогических, и теперь я учусь. Немного трудно, но интересно настолько, насколько мне никогда не было во время работы в разных бухгалтериях».


 Новое образование словно открывает в нас другое «я», которому раньше не давали слова, а оно было живо и ожидало внимания. Большой душевный подъем, который мы испытываем, снова начиная учиться, говорит как раз о том, что наша новая личность получила возможности для развития. Такая мотивация может оказаться и ловушкой. Иногда мы ощущаем желание не научиться чему-то конкретному, а просто начать жизнь с чистого листа. Тогда и учебное заведение выбирается неосознанно или по принципу увлекательности. Например, начинаем изучать туризм не потому, что намереваемся открыть агентство или работать в сети гостиниц, а оттого, что таким образом надеемся как будто уехать куда-нибудь подальше от опостылевшей жизни. И учеба тогда идет не очень хорошо, и задания кажутся рутиной. В таком случае полезны были бы не новые знания и знакомства, а размышления об охватывающих чувствах и прежних отношениях, к которым никакие дипломы касательства не имеют.


Тяжело в учении

Список по­пуляр­ных «вторых» специальностей не меняется уже несколько лет: экономическое, юридическое, менеджмент, психология, управление персоналом. Цель оправдывает средства, но все же хорошо бы знать, понадобится ли вам в результате диплом именно этого института или университета, чтобы не переплачивать. А зарубежная магистратура или МВА подразумевают, что придется преодолевать сложности с жильем, договариваться о сохранении за вами рабочего места на срок учебы и решать прочие проблемы. Обычно иностранный университет помогает и детей в школу пристроить, и даже организует психологические группы встреч для тех, кто пока не может адаптироваться в другой стране.


 Такие группы поддержки не помешали бы и тем, кто учится на родине, обсудить есть что. Занятия утомительны, угнетает недовольство близких, особенно когда «потеряна для семьи» оказывается женщина. В некоторых коллективах чувствуется негативная реакция — легкая, почти незаметная зависть со стороны коллег или открытые рассуждения об асексуальности «синих чулок». Люди, прошедшие через такой опыт, встречая себе подобных, понимающе переглядываются.


 «Я решила получить второе, юридическое, образование, — рассказывает Нина, 35 лет. — Муж был рад, дети согласились с тем, что будут чуть меньше времени проводить со мной, но я неожиданно столкнулась с полным непониманием старшей сестры. Она уверяла, что «больно умные» женщины никому не нужны, что я должна быть довольна, что дети замечательные и муж хорошо зарабатывает,  и на этом успокоиться. Никакие доводы, что детям я уже не нужна круглосуточно, что, наконец, хочу реализовать себя, потому что в первом вузе училась кое-как из-за академических отпусков по беременности, не работали. Так до сих пор и остаемся в ссоре».
Конечно, это большая нагрузка — работа, семья, учеба. К счастью, есть дистанционное, заочное образование и индивидуальные программы, чтобы не тратить слишком много времени на дорогу, посещать занятия через Интернет или по удобному расписанию. А американские психологи доказали, что при отсутствии неврологических заболеваний память с годами ухудшается далеко не всегда. Более того, доказано, как вредно самовнушение: чаще на забывчивость жалуются те, кто верит в миф об ухудшающейся с возрастом памяти. Взрослые, пожилые и даже старые люди вполне способны усваивать учебный материал — иногда лучше молодых, за счет более зрелого мозга. Да и сама учеба очень хорошая тренировка для памяти, внимания и мышления.


Не хочу жениться, хочу учиться

Учеба — не только способ стать умнее и обеспеченнее. Это и словно вернувшаяся юность: снова начиная учиться, покупая себе тетради и учебники, укладывая в сумку зачетку и студенческий билет, мы и вести себя начинаем как в первом институте. Новые друзья, флирт, романы, слегка наигранный ужас перед экзаменом — чувства становятся острее, жизнь интереснее, и иногда можно поймать себя на мысли, что и домой-то после учебы возвращаться не очень хочется. Дело может быть вовсе не в доме как таковом — возвращаться не хочется во взрослую жизнь, потому что гораздо приятнее и веселее находиться в студенчестве. Это удовольствие с приправой адреналина заставляет некоторых из нас постоянно учиться, превращая тягу к знаниям чуть ли не в зависимость. Получая в июне диплом, многие выпускники вузов, курсов и программ не могут успокоиться, если не знают точно, что и в сентябре их ждут очередные лекции, семинары и практикумы.
 

«Вечными студентами» далеко не всегда становятся те, у кого много времени и денег. Иногда на учебу тратятся чуть ли не последние финансы, но желания применять знания на практике в человеке не наблюдается. Как правило, на вопрос, почему он все еще не работает по выбранной специальности, можно услышать ответ: «Я еще не готов(а)», в то время как все его бывшие соученики уже чего-то достигли. Трудиться и достигать — это для взрослых и ответственных, а вечные юноши и вечные девушки таковыми становиться не хотят. Они выбирают для себя все новые и новые, часто никак не связанные друг с другом занятия, объясняя это тем, что хотят развить свою личность разносторонне и пока что себя не нашли.
 

«На факультете менеджмента с нами училась Ольга, — рассказывает Марина, 34 года, — ей было около 40 лет, у нее был довольно богатый муж, поэтому она не работала. Зато постоянно с воодушевлением рассуждала о том, что планирует открыть собственную фирму. Чем эта фирма будет конкретно заниматься, Ольга не знала. Через три года после получения вторых дипломов мы встретились большой компанией, говорили о том, кто где работает, помогло ли в жизни это образование. А Ольга рассказала, что после выпуска закончила еще и курсы сомелье, а теперь занимается ландшафтным дизайном».
 

Учеба — прекрасный этап в жизни, но если на нем застрять, то из ученика не превратишься в мастера. Как бы ни было притягательно болтать на крылечке института между парами, взрослому все же стоит дать себе шанс повзрослеть еще раз. В этом тоже немало приятного.

Количество показов: 606
06.09.2012
|
Рейтинг (3.17)
  • Назад

    Комментарии
    

    KIZ рекомендует
    Гороскопы
    Конкурсы
    Наши рассылки