Конец 60-ых годов XX века ознаменовался выходом на фабрике «Новая заря» невероятных духов «Только ты» – почти инопланетного существа для становящейся на поток в это время парфюмерной промышленности.
Уже исчезали оригинальные флаконы, притертые стеклянные пробки заменялись пластмассовыми колпачками, бархатные «ложа» – на простой картон – все делалось для увеличения объемов производства парфюмерной продукции и для автоматизации процесса, дабы максимально возможно заменить дорогой малопроизводительный ручной труд. Какие уж тут флаконы для каждого аромата! Огромные партии однотипных флаконов позволяли сильно не задумываться о дизайне и наливать в них разные духи, меняя только этикетку с названием и изготавливая новую коробку.
Вот в таких условиях всплеском эмоций можно назвать появление легендарных духов «Только ты». Роскошь в оформлении поражала всех, кто держал эти духи в руках или видел их на прилавках магазинов. Оформление, достойное королев: выпускалось несколько цветов парчовой коробки, обитой натуральным шелком! От светлых до темно коричневых тонов, украшенных нитками золотого оттенка…
О флаконе духов «Только ты»
Хрустальный флакон с «высоким дном», держащим узкую и высокую емкость из темного стекла, поражал своей точеностью и ручной полировкой (сложный, трудоемкий процесс!). Подобных флаконов у советских ароматов не встречалось ни до, ни после «Только ты». Он действительно выделялся настолько, что некоторые даже предположили, что флакон был изготовлен не у нас, а в Чехии. Бант, украшавший горлышко флакона, был или из белого шелка, или из ткани, идентичной обивке коробки, был последней точкой в понимании женственности в период минимализма.
О парфюмерной композиции «Только ты»
Зачастую бывает, что форма не соответствует содержанию. В данном случае в духах «Только ты» великолепная упаковка хранила в себе ароматное чудо – искристый белый перец, жасмин, ландыш и сандаловое дерево на подложке из мускуса и цибетина, делающие духи величественными и модными, как писали специалисты того времени. Вот как писал об аромате С.А. Войткевич в своей книге «Парфюмерия и ее секреты»: «Сочетание ароматов ландыша и розы с мускусным запахом пентадеканолида и галаксолида, введенных в композицию с явной передозировкой (4%), при непременном в классической парфюмерии использовании бергамотового масла (4%), олибанума (6%) и продуктов с запахом жасмина (8%) на фоне небольших количеств санталового, ветиверового и пачулиевого масел – это позволило создать оригинальные духи, долго сохраняющие запахи».
Советские специалисты из журнала «Химия и жизнь» считали, что своим успехом духи обязаны передозировке синтетического мускуса. Действительно, мускуса в них достаточно много, поэтому ощущение от аромата постепенно только усиливается.
Цена аромата также поражала. Она варьировалась от 39 рублей в парче и 30 рублей в бумажной коробке (в 1973 году) до 50 рублей в середине 80-ых. Это могла быть целая зарплата за месяц того периода жителя, живущего в аграрном районе СССР.
Выпускались духи небольшими партиями и чаще всего отправлялись на экспорт. Поэтому-то найти их в СССР было не так-то просто. И из-за дороговизны производства в конце концов их вообще перестали выпускать. В условиях перестройки народу нужно было думать о другом – о том, как жить дальше.