Если вы интересуетесь парфюмерией, ее историей, вы наверняка знаете о гениальном маэстро, которого называют «Бетховеном парфюмерии». Если вдруг вы еще не знаете о человеке, который в принципе не мог работать и творить в этой сфере по состоянию своего здоровья, но создавал шедевры, пополнившие Золотой фонд мирового парфюмерного искусства, сейчас вы можете познакомиться. Речь идет о Жане Карле.
Итак, в 1892 году в далеком городе родился Жан Карль (Jean Carles 1892-1966), францyзский парфюмер, автор или соавтор таких великих произведений, как "Miss Dior" от Dior; "Ma Griffe", от Carven; "Tabu" для Dana; "Shocking" для Schiaparelli; "Elle...Elle" для Lucien Lelong и др.
Это человек, который на пике карьеры потерял... обоняние! Это было бы катастрофой для любого человека, а для профессионала, чья жизнь заключена в способности слышать и различать запахи, это вообще могло закончиться печально. Но Жан Карль трудился до конца своей жизни, и никто, кроме близких, даже не подозревал о его недуге. Поэтому парфюмера сейчас часто сравнивают с Бетховеном, сочинявшим музыку вопреки своей глухоте.
Несмотря на свой недуг, в 1946 году Жан Карль создает Roure Perfumery School и первую методику обучения парфюмеров, основанную на запоминании запахов и оттенков ингредиентов, схожих и контрастных, и их классификации по пятнадцати семействам. Среди учеников были его сын, Марсель Карль, Жак Польж, парфюмер Дома Chanel и многие другие.
До болезни сам парфюмер мог различать огромное количество нот и аккордов. Он был прекрасным преподавателем и не признавал тот факт, что студенты с химическим образованием лучше, чем те, кто такового не имеют. Его привлекали те из них, кто обладал богатым воображением, кто не ставил себе рамки и границы дозволенного и общепризнанного в создании ароматов. Основным принципом в работе сам Жан Карль считал создание парфюмерной композиции в … голове. Он мог собрать ее формулу в своих фантазиях еще до того, как ее начинали «собирать» лаборанты.
Также Жан Карль считал, что «любой может приобрести высокоразвитое обоняние, поскольку это просто вопрос практики». Сегодня это утверждение нашло свое подтверждение многочисленными исследованиями – обоняние также тренируется и набирает силу, как мышцы тела после регулярных физических упражнений! Это вселяет надежду всем, кто хотел бы развить свои способности в этом направлении.
Два легендарных аромата, созданных Жаном Карлем
Созданные Жаном Карлем в 1932 году женские духи «Tabu» произвели фурор, впитав в себя весь неиссякаемый многолетний интерес общества к Востоку, к его истории и культуре. Одни рекламные слоганы чего стоили! «Самый долгий поцелуй в истории», «Вечно прекрасный Tabu” и т.п. Если про этот амброво-специевый аромат, про его непокоренную силу и власть над женщинами и мужчинами более менее известно, то о другом его парфюмерном произведении сегодня мало кто помнит.
"Ma Griffe" (1946) для компании Carven, основанной в 1945 году тремя французами Морисом Пино, Жаном Продоном и Жоржем Бо. Название компании дало имя известной парижской портной госпожи Карвен (Madame Carven), поклонниками таланта которой они являлись. Созданное госпожой Карвен знаменитое платье в бело-зеленую полоску вдохновило и дизайнеров упаковки новых духов.
«Ма Griffе» – альдегидно-цветочный шипр. В нем впервые в качестве одной из главных нот использовался стираллил ацетат (Styrallyl acetate), дающий аромату аккорды хрустящей свежести. Очарование молодости было прописано в этом произведении = радость весне, цветам, солнцу и долгожданному миру. Когда твоя жизнь – это поочередно белые и зеленые полосы, когда надежды рождают светлые мысли и любовь ко всем окружающему миру окрашена цветом сочно зеленой травы. Аромат гармоничен, все его компоненты слились в единое целое и не претендуют на главенствующую роль. И цветы (жасмин, ландыш, роза, иланг–иланг), и компоненты шлейфовой ноты – дубовый мох, сандал, лабданум – создаваали праздник для его обладателя и действительно могли быть отличительным аккордом, завершающим образ. Классику еще никто не отменял. Даже в современной версии аромат достоин внимания.
А как же интересно мир узнал об этом аромате! Компания долго думала, как рассказать парижанам о своем новом произведении. И то, что сделали они, сейчас вошло в учебники для обучения маркетологов. В один прекрасный день этот аромат буквально спустился на головы горожанам – на самолет, который был нанят компанией, были загружены флаконы духов с… бело-зелеными парашютиками. И над центром Парижа впервые за долгие годы «пролился» радугой мирный десант из забавных парашютов. Горожане были потрясены увиденным. И вскоре об аромате узнали все.
Шуршащее платье, сухое шампанское, букеты свежих роз, игра аромата на запястье и волосах… Все говорит о самой жизни, о любви к ней и о признании в любви. Это запахи счастья, даже если они родились только в голове у их создателя…