Ароматы с туберозой триумфально возвращаются: сейчас это один из самых актуальных в парфюмерии ингредиентов. «К&З» постарался разгадать секрет загадочного королевского цветка.
Чувственный фейерверк
У туберозы непередаваемый, уникальный запах. Конечно, неподготовленному человеку он может показаться отталкивающим, слишком сильным и непривычно многогранным. Но именно за то он и любим парфюмерами: абсолют туберозы, килограмм которого стоит огромных денег, сам по себе ольфакторный фейерверк природы. В нем одновременно можно найти аккорды нарцисса, цитрусовых, кожи, а также пряные лилейные ноты. В течение дня аромат этого цветка способен меняться и напоминать запах то гиацинта, то цветущей акации. Особенно ценится его сладкий медовый шлейф и молочные аккорды, которые наполняют тело негой и желанием. Да, эротический подтекст туберозы считывается нашим подсознанием моментально! В древности в тех регионах, где она произрастала (Мексика, Испания, Италия и другие), девушке не разрешали находиться рядом с полями цветущей туберозы в компании мужчины. Слишком была высока вероятность того, что, поддавшись ее аромату, оба потеряют голову друг от друга. К слову, запах у этих цветов действительно очень сильный — теплым безветренным вечером он распространяется по воздуху на 15 метров.
Особенный характер
Тубероза не переносит нагревания, поэтому долгое время единственным способом получения эфирного масла этого капризного цветка был холодный анфлераж. На слой очищенного животного жира выкладывался слой цветков на 72 часа — за это время жир впитывал драгоценные капли масла. Процедуру повторяли до тех пор, пока основа не пропитывалась ароматическим чудом. Конечно, процесс был очень долгим и дорогостоящим, а при сегодняшних темпах просто не успевал бы за потребностями рынка. Только развитие технологий позволило быстро получать душистое масло этого цветка, сохраняя всю полноту красок его аромата. И это помогло создать немало шедевров в парфюмерной истории.
Сексуальный подтекст
Одним из самых удачных воплощений природной силы туберозы можно считать аромат Fracas от Robert Piguet (1948). Их создательница Жермен Селлье считается первой женщиной-парфюмером. Этот плотный, хорошо «скроенный» аромат, где туберозу безупречно дополняют жасмин и иланг-иланг, совершенно непредсказуем. Для кого-то он открывается небесным раем, а для кого-то так и остается непонятой загадкой. Кто-то влюбляется во Fracas сразу, а кому-то нужно время, чтобы понять и принять его. Бесспорно одно — здесь тубероза интеллигентна и имеет пронизывающий сексуальный подтекст. Как женщина в деловом бежевом костюме, но с блестящими от любви глазами.
Тubereuse Criminelle от Serge Lutens (1999), наоборот, откровенно эротичен. Все, кто вдыхают этот аромат со сложным букетом внутри, попадают под его чары. Нестандартные первые аккорды опьяняют и делают Тubereuse Criminelle похожим на приворотное зелье. Уже потом в дымке сознания проявляется невероятной красоты цветок желаний, оторвав лепестки которого и бросив на тлеющие благовония и пряности — мускатный орех, гвоздику и ваниль, – вы оказываетесь в дымке настоящей страсти.
Укрощение строптивой
В 1975 году Карл Лагерфельд был впечатлен абсолютом туберозы. Результом его восторга стали необыкновенно чувственные духи Chloé, в которых тубероза звучит неожиданно нежно. Такого эффекта добиться в композиции с этим строптивым цветком очень сложно. Здесь нет той горечи, как в Nuit de Tubereuse от L’Artisan (2010), или сливочности и «жирности», присущей природному запаху цветка. Этот многослойный, многотравный специевый аромат прекрасно представляет туберозу с непривычной стороны.
Французский парфюмер Доминик Ропьон, всегда ищущий новаторские методы соединения компонентов в духах, также рискнул посмотреть, как будет себя вести смирная тубероза. Причем покорить ее он попытался эвкалиптовым маслом, которое чаще используется в технической парфюмерии. В итоге получился Carnal Flower от Frederic Malle (2005), начинающийся с запаха растертой зелени, сквозь которую с нарастающей силой пробивается аромат орошенных утренним туманом белых цветов. Красивый и стойкий Carnal Flower отдаленно походит на Do Son от Diptyque (2005) и Tuberose Angelica от Jo Malone (2014).
Индийская тубероза в аромате Tubéreuse от Mona di Orio (2011) также кажется тихой и скрывающейся от посторонних взглядов. На коже она звучит по-разному: элегантной и мягкой — на женской, благородной и строгой — на мужской. Но в любом исполнении остается максимально комфортной. Это сделало Tubereuse одним из редких ароматов с туберозой, который уместен и в театре, и на деловой встрече.
Эпоха возрождения
Сегодня тубероза переживает свой ренессанс: за последние полгода вышло несколько значительных произведений парфюмерного искусства, где она играет главную роль. Среди них хотелось бы выделить пока не очень известную турецкую марку Nishane с их Tuberóza (2017). Здесь мексиканская тубероза — королева, вокруг которой крутится весь мир. Причем в этом убеждена как она сама, так и окружающие — гардения, жасмин, календула как яркие всплески волн любви дополняют цветок жаркими объятиями. Другой особенный современный аромат — Joyeuse Tubéreuse от Guerlain (2017) для мужчин и женщин. Легкость бытия — таков его лейтмотив. В нем нет томной густоты или дурманящих аккордов, присущих этому цветку, вместо них — акварельность и искристость солнечного луча в утреннем саду. Также выделяется недавняя работа уже признанного парфюмера Луки Маффеи для Jacques Fath — Rosso Epicureo (2017). В ней тубероза представляется припудренной, проявляющейся сквозь засахаренные лепестки дамасской розы. В другом его аромате — Bella Donna для Jul et Mad Paris (2017) — она невероятно сбалансирована зеленью и фруктовыми оттенками шелковицы. Неизменно одно: какой бы ни была композиция аромата, тубероза в нем станет центром внимания. Этим она и завоевала титул королевы ароматов — и вполне заслуженно.