Подготовка к VI Международному Фестивалю молодежи и студентов 1957 года в СССР началась сильно заранее – еще в 1954–1955 годах. Два года ушли на разработку концепций, программ, сувенирной продукции, одежды для делегаций, кинофильмов, спектаклей, строительство спортивных арен и, конечно же, парфюмерно-косметических средств…
34000 человек из 131 страны мира были приятно удивлены, приехав на это событие в июле 1957 года, многие были даже шокированы увиденным.
СССР и его столица, Москва, еще недавно лежащие в руинах после Второй мировой войны, выглядели как на красивой открытке! Годы подготовки не прошли даром! Столица преобразилась: к Фестивалю открылись парк «Дружба», гостиница «Украина», стадион «Лужники», на дороги выпущены первые автомобили ГАЗ-21 «Волга». Фестиваль в принципе стал прорывом в развитии нового мышления и образа жизни советской молодежи. На музыкальном конкурсе, входившем в программу фестиваля, впервые прозвучала песня «Подмосковные вечера». Будущий «хит всех времен и народов» исполнили певец Владимир Трошин и Эдита Пьеха.
И конечно, каждый участник фестиваля стремился увезти с собой не только воспоминания, но и сувенир, подарок на память о событии. Выбор был огромен – книги, значки, открытки, платки, посуда, буклеты, конфеты… и продукция парфюмерных фабрик СССР.
Что подготовили парфюмерные фабрики к Фестивалю молодежи 1957
Сегодня поражают масштабы произведенного к празднику ассортимента – 28 наименований только парфюмерных изделий. И еще десятки средств, относящихся к косметическим – душистое туалетные мыло, кремы для лица, пудры, кремы для бритья и многое другое!
Как писалось тогда в журнале «Новые товары» за 1957 года: «Ассортимент парфюмерных изделий очень обширен. А упаковка их нарядна и изящна». Рассмотрим самые лучшие и интересные из них.
- В небольшой пятигранной коробке, напоминающей по внешней отделке шкатулки палехских мастеров, был набор пробных духов в фигурных флакончиках «Майский ландыш», «Былина», «Шипр», «Первое мая» и «Сирень». Позже этот набор менялся. В него входили «Щит», «8 марта», «Огни Москвы», «Красная Москва». Цена набора до денежной реформы 1961 года составляла 120 рублей. Достаточно дорогой подарок.
Выпущены были:
- Сюрпризные коробки, в которые помещали как минимум 2 парфюма; или духи, одеколон и пудру и т.п.
- Подарочная коробка «Не забудь» из бумаги, отделанной под замшу, содержал духи «Незабудка» и «Не забудь».
- Был и набор «В память о VI фестивале» с духами и одеколоном «За мир и дружбу» в расписанных золотом флаконах и пудра в стеклянной пудренице. Одеколон и духи «Русские» были эффектно оформлены в подарочной коробке под белый сафьян. Расписанный русским национальным орнаментом.
- Фабрика «Северное сияние» выпустила духи в небольших фарфоровых фигурных флакончиках с ручной росписью. Духи «Встреча» этой же фабрики были выпущены в форме эмблемы фестиваля (пятилепестковый цветок). Духи «Сюрприз» были вложены в небольшой футляр с секретом. При поднятии флакона автоматически появлялась коробочка с пудрой. Невероятно выглядел и одеколон «Фестиваль», внутри флакона которого был натуральный цветок ландыша.
- Духи «В память о Москве» (фабрика «Новая заря») в невероятно футуристическом флаконе в виде неземной тарелки с притертой пробкой выпускались недолгое время – с 1957-го по 1960 год. Аромат запомнился участникам, так как был насыщенным и пряным, в его «сердце» были болгарская роза и крупнолистовой жасмин. На коробочке изображались достопримечательности Москвы. Стоили духи до реформы 65 рублей.
Все эти произведения и многие другие оставили в памяти всех участников свою ароматную «зацепку» – позитивный «якорь», напоминающий о Фестивале. И для многих жителей СССР именно они стали ароматами эпохи перемен и грядущей «оттепели».
Плакаты, анонсирующие Фестиваль молодежи 1957 года. Девочка с белыми голубями изображена на одном из них неслучайно: специально к фестивалю в Москве все активно выращивали белых голубей, в том числе и дома, чтобы в день открытия мероприятия запустить десятки тысяч этих птиц в небо.