Недавно в руках я держала маленький флакончик духов, раннее мне не встречавшихся. Это был созданный в 1937 году «Orage» от Lucien Lelong. И я поняла, что мало кто помнит или знает этого человека. Легенду, новатора и революционера в мире моды, талантливого предпринимателя Поэтому в этой колонке я хотела бы вернуть вас в начало 20-ых годов ХХ века, когда этот невероятный человек творил историю моды.
Принадлежавший к высшему классу пантеона французских дизайнеров, среди которых были и Коко Шанель, и Жанна Ланвин, и Эльза Скиапарелли, месье Люсьен Лелонг оставил неизгладимый след в модной индустрии.
А его духи стали сенсацией времени, когда парфюм считался великой страстью, и до сих пор могут служить эталоном креативности и творческого взлета фантазии парфюмеров. Родившись в 1889 году 11 октября в Париже, Люсьен Лелонг перенимал изящные манеры и тонкости стилей у своего отца – хозяина модного ателье и дяди – владельца текстильного магазина. После службы в армии Люсьен в 1911–1913 гг. отучился в Высшей школе коммерции. И к 1914 году создал свою первую коллекцию. Но начавшаяся Первая мировая война не позволила представить ее публике. Получив ранение, Люсьен провел в госпитале 9 месяцев. После демобилизации он вернулся к семейному делу и начал создавать свои шедевры.
Талант и трудолюбие дизайнера позволили ему открыть модный дом, который стал не только центром новых тенденций в парижской индустрии моды, но и учебным центром для многих будущих светил моды: Пьера Бальмена, Кристиана Диора, Юбера де Живанши и др. Люсьен Лелонг славился еще и своей великолепной интуицией, которая позволяла ему выбирать те ткани, которые становились остромодными уже через полгода-год.
В середине 20-30-х годов Лелонг занимался дизайном для так называемого «Кофейного общества (café society) красивых людей», которые собирались в модных кафе и ресторанах в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Вене и Стамбуле. Он не был новатором, но прекрасно справлялся именно с новаторством в конструировании коллекций, для которых был характерны классические линии, отражающих ту эпоху.
1924 год – вершина успеха Модного дома Лелонга. Именно в это время возникает идея создания ароматов для дома, экспериментальное поле которого было безгранично! Вдохновение для своих духов Лелонг искал не только в своих коллекциях, но и образе женщины, ее загадочных черт. Первые варианты не были упакованы в продуманные флаконы – важна была сущность самого душистого вещества. Именно это ставил в приоритет Лелонг. Однако с ростом популярности ароматов, дошедших уже до Америки, ему пришлось заняться и дизайном флаконов. Что удалось ему не менее изящно и экстравагантно, чем сами коллекции одежды.
Карьера Лелонга-парфюмера
Одни их первых духов Люсьена Лелонга кратко назвали «A», «B», «C», «J», и «N» – 1927-28 гг. (Хотя до этого в 1920 году появляется первый аромат «Lucien Lelong»). Сами флаконы стали итогом его влюбленности в ткани, их гибкости, шелковистости, одновременно упрямству и податливости. Они были предназначены для пробуждения загадочности, таинственности женщины. И во многом они соперничали с пронумерованными шедеврами Шанель. Всего Лелонг создал 40 различных ароматов, включая Indiscret (1935), возможно, его самые известные духи. Очень красивые компоненты введены в композицию. Среди них – верхние ноты: мандарин, нероли, тигровая орхидея, бергамот, цветы белого персика, гальбанум и апельсиновый цвет. В сердечной ноте расположились жасмин, кипарис, базилик, гвоздика, фиалка, иланг-иланг, тубероза, роза, герань и ирис. Шлейфовые ноты: дубовый мох, ветивер, пачули, дерево гаяк, белый мускус и амбра.
В период с 1924 по 1950 годы Лелонг создал около 40 видов парфюма, посвятив один из них принцессе Натали Павловне Палей, дочери великого князя Павла Александровича и его морганатической жены Ольги Карнович.
Интересны и духи Balalaika (1939), парфюмерная композиция которых, по мнению Лелонга, прекрасно выражала суть и характер русской души – мандарин, фиалка, розовое дерево, гардения, древесные ноты, мускус, ваниль.
В 1936 Vogue отдал дань уважения Лелонгу, сказав о нем как о человеке с «необычной комбинацией художника и бизнесмена». Деловая репутация Лелонга и его желание преобразить мир, даже пусть и не очень обеспеченных людей, привело к созданию прекрасных образцов модельного ряда в одежде и парфюма - в искусстве работы с душистыми веществами.
В 1948 Люсьен Лелонг заболел, и по рекомендации врачей отошел от бизнеса. Модный дом был закрыт. Но Лелонг не закончил творить (без этого он не мыслил свою жизнь) и создавал духи вплоть до своей смерти в 1958 году.
Чувство красоты, элегантности и эмоционального восторга до чих пор вызывают его парфюмерные произведения. И если вам попадется винтажный вариант его духов, вы будете счастливым человеком, каким была я совсем недавно, слушая аромат «Orage», произведенный в 1958 году…