Сегодня я хочу рассказать о советском аромате, который в этом году празднует свой юбилей. Ровно 90 лет назад, в 1927 году, на московской парфюмерной фабрике «Новая заря» в честь открытия нового сезона Большого театра постановкой балета «Красный мак» и в результате нарастающего в СССР интереса к Востоку на свет родились духи-легенда.
Фабрика «Новая заря», вторая половина 20-ых годов ХХ века… Уже несколько месяцев над новыми духами работает парфюмер фабрики Давид Грабер. Для создания соответствующего настроя он читает либретто к балету Рейнгольда Глиэра «Красный мак». И вдохновляется видениями главной героини балета Тао Хао о прекрасных садах с растущими в них дурманящими цветами и восточным танцем его алых лепестков.
Идей для нового аромата было много, но ясно было одно: новые духи должны получиться под стать героине балета, такими же экспрессивными, выразительными и благородными. В них должны быть огонь, страсть и мечта, олицетворяющие бескорыстную любовь танцовщицы Тао Хао к советскому капитану корабля.
Аромат, как и любое произведение искусства, отражает свое время. Поэтому перед Грабером стояла сложная задача – заключить во флакон россыпь эмоций, в которую «одевались» бы все обладательницы нового аромата, даже такие требовательные, как жены зарождающейся правящей элиты. Парфюмеру это удалось – новые духи «Красный мак» стали символом и времени, и даже самой страны и производились вплоть до начала 80-ых годов ХХ века.
Об аромате «Красный мак»
Восточно-цветочный аромат, амброво-специевый, он мог обжечь в первые минуты своим жаром и густотой звучания, но по мере раскрытия он становился обволакивающим, замедляющим темп и уносящим в мечты. Россыпь гвоздики и пыльной корицы «подчеркивали» стройную формулу духов, их теплоту и мягкость.
О флаконе
Флакон… Он стал достойным сосудом, содержащим загадочный эликсир. Принято считать, что на фабрике «Новая заря» для новых духов использовали флаконы, которые не были использованы еще до Революции Брокаром. На его фабрике, которая впоследствии и стала называться «Новая заря», во флаконы с двумя выпуклыми в основании цветами, похожими на мак, разливались духи «Opia» («Опиа»). Правда, колпачок сильно отличался от брокаровского с его сложной конструкцией и шарообразной формой. Первые флаконы «Красного мака» закрывались сферическим колпачком из матового стекла с притертой пробкой. Сами цветы гравировались на флаконе с матовым травлением.
Позднее цветы внизу флакона отливались сразу при изготовлении и были прозрачными. А притертая пробка превратилась в стеклянный шестиугольник. Переживала свое изменение и формула. Чем ближе приближались 80-ые годы, тем менее концентрированными становились духи, чего требовали время и мода. А мужчинам в парикмахерских наряду с «Красной Москвой» предлагалось освежиться одеколоном «Красный мак», в котором акварельный раствор специй и цветов делал его более сухим, чем духи.
Об упаковке
Упаковка «Красного мака» достойна особых слов. Она привлекала внимание своим ярким цветом: на желтом фоне красовался алый мак в окружении китайских иероглифов. А кисточка из переплетенных желтых и красных нитей добавляла особый шарм упаковке как духов, так и одеколона. А что говорить о сюрпризных коробках «Красный мак», которые оформлялись красным шелком с атласным ложементом и содержали разные варианты набора парфюмерно-косметических средств! Это могли быть пудра, духи, одеколон и мыло.
Судьба духов «Красный мак»
К сожалению, в конце 70-ых – начале 80-ых годов упаковка была упрощена и был введен винтовой пластмассовый колпачок. И только небольшими партиями еще продолжали выпускать духи с притертой пробкой. Но с годами потребность в духах не уменьшалась – их любили во всех уголках большой страны и экспортировали в другие страны. Поэтому к производству духов и одеколона «Красный мак» подключили и региональные фабрики (Казань, Харьков и др). «Красный мак» стоял на комодах и туалетных столиках нескольких поколений советских женщин и до сих пор вызывает ностальгические воспоминания о той жизни.
Фото: коллекционер винтажной парфюмерии Ирина Воробьева