Знали ли вы, что Коко Шанель после войны выпускала свои духи вне Модного дома Chanel? Mademoiselle Chanel Nº1 (1946), Mademoiselle Chanel Nº2 (1947), Mademoiselle Chanel Nº31 (1947). Эти парфюмерные произведения стали вызовом тем, кто контролировал производство, продажу и распространение духов Модного дома. Подробнее об этом рассказывает парфюмерный эксперт Оксана Зайцева.
Для ответа на эти вопросы вернемся в 1921 год, когда появились первые духи в Доме Коко Шанель – легендарные Chanel Nº5. Созданные нашим соотечественником Эрнестом Бо, духи стали желанными многими женщинами. Сначала аромат продавался только в бутиках Chanel, но спрос рос. Для увеличения объемов продаж требовалось производство и сеть крупных магазинов, куда можно было поставить духи.
Таких денег у Шанель не было. Но идея витала в облаках и получила свое воплощение на … ипподроме. Именно здесь Габриель знакомится с главой семьи Wertheimer Пьером.
Теофил Бадер, основатель универмага Galeries Lafayette, хотел продавать Chanel Nº5, поэтому представил в 1922 году Шанель своему другу Пьеру Вертгеймеру на лошадиных гонках в Longchamp под Парижем.
Пьер и Поль Вертгеймеры были основателями в то время бурно развивающегося парфюмерно-косметического дома Bourjois. Они уже имели производственные площади, розничную сеть и имя на рынке. Конечно, «капиталистические акулы» прописали такие условия для Шанель, о которых она позже очень сожалела. Но нужно было с чего-то начинать. И вот в 1924 году Габриель подписывает соглашение с братьями Вертгеймерами и Теофилом Бадер.
Они создали отдельную структуру Les Parfums Chanel, и Вертгеймеры предоставили полное финансирование для производства, маркетинга и распространения Chanel Nº 5. Вертгеймеры по договору получили семьдесят процентов прибыли, Теофил Бадер – двадцать процентов. Имея всего десять процентов акций Chanel, Габриель, давшая свое имя духам, отошла от участия в деловых операциях. Конечно, позже, недовольная такими договоренностями, Шанель более двадцати лет подряд пыталась вернуть полный контроль над Les Parfums Chanel. Она говорила о Пьере Вертгеаймере – «бандит, который подставил меня». К 1928 году, согласно Акселю Мадсену, биографу Шанель и автору книги «Chanel: A Women of Her Own», у Вертгеймеров в штате был адвокат, который занимался исключительно Шанель.
Во время второй мировой войны производство духов Шанель было перенесено в США, где рынок был настолько огромен, что Вертгеймеры разбогатели еще больше. Оставшаяся во Франции Коко Шанель была обвинена патриотическими кругами в коллаборационизме. Это серьезно сказалось на ее дальнейшей жизни.После войны Коко Шанель решила выпустить собственные ароматы и в 1946 году появляются Mademoiselle Chanel Nº1. На их этикетке был написан адрес центрального Дома Шанель – Париж, 31, Rue Cambon. Но продавать там их ей запретили по суду. Однако в США в Нью-Йорке в Saks Fifth Avenue и в Техасе в Neiman Marcus они продавались с успехом.
Состав восстановленных на хроматографе духов Mademoiselle Chanel Nº1.
Есть мнение, что их также сделал Эрнест Бо, поскольку при сравнении этих духов обнаружилось серьезное сходством с ароматом Бо Rallet Nº1 (1914). Формула Mademoiselle Chanel No 1 оказалась довольно близкой по концепции к Rallet Nº1, хотя и была более современной по составу, типичному для сороковых годов 20 века. В дополнение к гидроксикитронеллу в духах использовали гидроксикитронелл и метилантранилат в больших количествах, что давало темный цвет аромату. Также в Mademoiselle Chanel No 1 был жасмин и майская роза. Но не было альдегидов, как в Chanel No 5. Бергамот, нероли и иланг-иланг – в верхних нотах. И сандаловое дерево, ветивер, стирикс, ванилин и нитро-мускаты – все это есть в Mademoiselle Chanel No 1.
Позже были выпущены в Швейцарии на Givaudan и
Mademoiselle Chanel Nº2 (1947) и Mademoiselle Chanel Nº31 (1947). Братья Вертгеймеры были встревожены ситуацией. Ведь потребители могут быть сбиты с толку и продажи Chanel No 5 могли бы упасть. Хоть у Шанель и не было серьезных финансов для раскрутки своих ароматов, Пьер хотел исключить любой риск. В итоге они прилетели в Европу, встретились с Коко Шанель, которая согласилась прекратить производство серии Mademoiselle Chanel взамен добавочных 2% к ее доле. Эрнест Бо был главным парфюмером Chanel до 1954 года, пока его не сменил Анри Робер. Но это уже другая история.
Ныне Вертгеймеры живут как аристократы Старого Света, то есть в тихой роскоши. Их друзья – небольшой круг Ротшильдов, Вильденштедтов, Гутфрейндов и Бихов. Их страсти – конные гонки (их конюшни – одни из величайших в мире), прекрасные вина (два замка в Бордо с великолепными виноградниками), коллекционирование произведений искусства (Пикассо, Матисс, Руссо, прекрасные азиатские предметы украшают их восемь домов, а также административные офисы компании на 57-й улице, однако они никогда не разрешают даже сфотографировать свою коллекцию) и катание на лыжах в их шале в Швейцарских Альпах. Forbes оценивает совокупное богатство семьи в $5 млрд.
Братья работают, Ален – в Нью-Йорке, Жерар – в Женеве. Они спокойно и прилежно управляют семейной империей. За эти 28 лет, как Ален принял управление Шанель и холдинга семьи Bourjois от его отца Жака, деловой портфель вырос, включив Салоны красоты Frédéric Fekkai; Эрис, производителя купальных костюмов и белья. «Мы получаем удовольствие в продажах» и «Мы не продаем сумки или утюг. Мы продаем мечты». Девиз одной из самых влиятельных семей в мировой сфере бьюти.
И немного об Эрнесте Бо: Ernest Beaux (8.12.1881–03.08.1961), автор Bouquet de Napoléon (1912), Bouquet de Catherine (1913), Rallet Nº1 (1914), Rallet Le Gardénia (1920), Chanel Nº5 (1921), Cuir de Russie (1924), Gardénia (1925), Chanel Nº22 (1922/1926), Bois des Îles (1926), Soir de Paris (1929) и Kobako (1936)
Читайте также: 500 литров счастья, или бесподобная таинственная история духов «Miss Dior».