Многие хотят пользоваться косметикой, которая не тестируется на животных. К сожалению, рассчитывать на надписи на этикетках в этом случае не приходится: производители часто не говорят всей правды. Рассказываем о том, как найти действительно этичные средства.
Люди ищут этичную косметику, потому что жалеют животных. И это справедливо: для них тестировать человеческую косметику на специально поврежденных участках кожи далеко не то же самое, что для нас — вскрывать новенький тестер с кремом. К тому же, как замечает Алексей Мимов, кандидат медицинских наук, врач-дерматокосметолог центра косметологии Tori, испытания на животных не очень информативны: «Животные далеко не всегда реагируют на те или иные вещества аналогично с человеком. Например, парацетамол вызывает у кошек аллергию. А некоторые опасные для человека химикаты безвредны для кожи крыс». В этом смысле тесты invitro, проведенные на искусственной коже, дают более корректные результаты.
Комментирует Галина Червонская, вирусолог, член комитета по биоэтике РАН: «75 % подопытных животных уже сегодня могли бы с успехом быть заменены культурами клеток. Эти методы более дешевы, эффективны, быстры и позволяют выявлять токсичность испытываемых препаратов на самом глубинном уровне». Но если есть искусственные клетки, почему бы всем брендам не тестировать косметику на них?
Этичный — не значит натуральный
Многие выбирают этичную косметику, ожидая от нее натурального состава. Но факт этичности означает то, что продукт не тестируется на животных. При этом ингредиенты в его составе могут быть любыми, в том числе синтетическими. Чтобы понять, какой именно продукт перед вами, нужно внимательно читать маркировки.
Например, маркировка Cruelty Free американской организации PETA говорит о том, что продукция не тестируется на животных, но может содержать ингредиенты животного происхождения. А такой же логотип с добавлением Cruelty free and Vegan свидетельствует о том, что продукция не тестируется на животных, но и не содержит ингредиенты животного происхождения.
Если вы хотите, чтобы продукт был не только этичным, но и натуральным или органическим, ищите маркировки Ecocert, BDIH, ICEA, Soil Association или COSMOS Standard. Сертификат одного из этих экоинститутов свидетельствует о том, что перед вами действительно продукт, прошедший контроль на каждом из этапов производства — от процесса выращивания до финальной упаковки. Кроме того, это гарантия, что ни сам продукт, ни один из его ингредиентов не тестировался на животных.
Ключ в составе
Впрочем, по словам фармаколога Светланы Талашовой, маркировка европейской экоорганизации гарантии не дает. Нужно внимательно читать состав продуктов. «Например, наличие большого количества растительных жирных и эфирных масел в составе шампуня в сочетании с синтетикой еще не делает шампунь органическим.
Даже при наличии соответствующей маркировки», — говорит Светлана. Порядок перечисления ингредиентов в составе продукта тоже имеет мало значения. «Одни производители перечисляют сначала действующие, затем вспомогательные вещества. Другие просто называют их в алфавитном порядке», — замечает Светлана.
Правильные рисунки
На этичной косметике вы можете заметить значки в виде животных. Казалось бы, что может быть элементарнее: отыскал на креме значок с перечеркнутым зайчиком — и успокоился. Покупая этичный продукт, ищите не просто перечеркнутого зверька или надпись «не тестируется», а конкретный международный значок, выданный американской компанией PETA или европейской Leaping Bunny.
Существует четыре основные маркировки, свидетельствующие о том, что продукт не тестируется на животных. Ни одна из них не выдается пожизненно. Проверить реальное наличие сертификации можно на официальных сайтах организаций.
Основные маркировки
Маркировка Cruelty Free организации Cruelty Free International. Дарья Дудар, автор блога dashadoodar.ru: «Продукция с таким значком не тестируется на животных, но может содержать ингредиенты животного происхождения».
Маркировка Cruelty Free организации PETA. «Изображение кролика с розовыми ушами говорит о том, что продукция не тестируется на животных, но может содержать ингредиенты животного происхождения».
Маркировка Cruelty Free организации Choose Cruelty Free. «Чаще выдается продуктам австралийских брендов. Если вы видите этот значок на упаковке, то велика вероятность подделки изображения. Лучше проверьте на официальном сайте CCF».
Маркировка Vegan организации The Vegan Society. «Означает, что ни на одном из этапов производства, а также в составе продукта не используются ингредиенты животного происхождения, а продукт не тестируется на животных».