Детям с данным расстройством свойственны замкнутость и необщительность, справиться с которыми они смогут только при помощи взрослых профессионалов.
Аутизм — расстройство нервной системы, возникающее в результате нарушения развития головного мозга. Его главными симптомами являются трудности во взаимодействии и общении с окружающими, ограниченные интересы и повторяющиеся действия. Все они чаще всего проявляются у ребенка в возрасте до трех лет, когда его задержка в развитии и нежелание идти на контакт становятся очевидны.
После постановки диагноза медики назначают терапию, главная цель которой — развить коммуникативные навыки ребенка, помочь ему адаптироваться и приобрести большую самостоятельность. Несмотря на то, что в процессе лечения задействованы различные специалисты, основная часть обязанностей ложится на плечи родителей. О том, как они способны помочь, рассказывает американский психолог Кара Гудвин.
- Больше говорить. Совсем необязательно выделять отдельное время на разговоры и пытаться вытянуть из ребенка хотя бы слово. Вместо этого рекомендуется включать общение в ежедневную рутину, например, петь песни во время купания или рассказывать сказку перед сном.
- Комментировать. В течение дня родителю необходимо описывать действия, которые совершает он или ребенок, а также рассказывать о вещах, окружающих их дома или на прогулке. Только не стоит настаивать на том, чтобы малыш быстро переключил свое внимание, вместо этого лучше прокомментировать то, что его заинтересовало.
- Заводить диалог. Реплики ребенка, даже если они бессвязны или не предполагают ответа, должны находить отклик у родителя. Реагировать стоит даже на жесты и простые звуки. Не стоит ждать, что он научится разговаривать или начнет произносить длинные предложения, если в ответ на свои фразы малыш слышит только тишину.
- Подражать. Психолог рекомендует имитировать речь малыша с аутизмом и повторять его реплики, даже если они лишены смысла. Это побудит его больше общаться и развивать свои навыки. Затем стоит попробовать расширить его лексикон, исправляя ошибки и проговаривая правильные варианты.
- Дать больше возможностей для общения. Чаще всего родители так хорошо знают своих детей, что многое решают за них, не спрашивая их мнения и не дожидаясь, пока те попросят о помощи. Однако это отнимает у ребенка с аутизмом возможность практиковать коммуникативные навыки. Именно поэтому стоит немного подождать прежде, чем накрывать завтрак или усаживать его на качели во время прогулки.
- Взаимодействовать лицом к лицу. Чтобы ребенку было комфортнее, необходимо общаться с ним на уровне его глаз, в таком же положении давать любимые сладости или передавать игрушку. Главное, не переусердствовать и не вызвать у ребенка стресс, загораживая ему обзор.
- Учиться через игру. Именно с ее помощью все дети усваивают новые навыки, учатся взаимодействовать с окружающими и контролировать эмоции. Родителям ребенка с аутизмом психолог рекомендует разыгрывать ситуации, в которых потенциально может оказаться малыш.
- Учитывать интересы. Аутизм может мешать детям усваивать некоторые важные навыки, поэтому взрослому важно создать атмосферу, в которой им будет интересно узнавать новое. Важно учесть уже имеющиеся у ребенка интересы и в игровой форме выстроить вокруг них процесс обучения.
- Знать, что заставляет ребенка улыбаться. В стрессовой ситуации малыш может замкнуться в себе и отказываться идти на контакт. В этом случае важно знать, как его расшевелить, не вызвав еще большее напряжение. Это может быть объятие, пение, щекотание, укачивание на коленях или игра в догонялки.