
Многие родители беспокоятся, наблюдая за развитием своего малыша. Они сравнивают его с другими детьми, переживают, если ребенок не укладывается в общепринятые нормы, и теряются в потоке противоречивой информации из интернета и от знакомых. Особенно волнительным периодом становится время, когда ребенок учится ходить — ведь это важнейший этап в его развитии.
Первые шаги
Итак, ребенок уже может подолгу стоять у опоры, ходить вбок, подниматься на носочки. Когда же он пойдет? Обратите внимание, что глава называется «12–18-й месяцы»: первые шаги малыш может сделать и в год, и гораздо позже. По всем международным стандартам граница, когда ребенок должен начать ходить, — 18 месяцев, и до этого возраста позвольте ему самому разбираться в своем двигательном развитии. Постепенно он начнет отрывать руки от опоры и просто стоять, а затем попробует сделать самостоятельные шаги и, конечно же, плюхнется.Самостоятельная ходьба
Дайте ребенку упасть, присядьте рядом и спокойно скажите, что ничего страшного не произошло. Не тяните его вверх — пусть сам поднимется, опираясь о вас. Если малыш расстроится, то, конечно, возьмите его на ручки и расцелуйте, но не бегите впереди паровоза со своей тревогой. Я часто вижу, как мамы начинают охать, ахать, скорее хватать упавших детей — настоящая драма. Сначала оцените: ребенок расстроился, испугался или сам еще не знает, как реагировать? Дайте ему осознать свои чувства и не навязывайте собственные, ведь это его опыт, а не ваш.Убедитесь, что рядом с ребенком нет опасных предметов, о которые можно пораниться при падении. Снимите с него носки: в них скользко, это усложнит попытки малыша удерживать равновесие и управлять мышцами. Оптимально, если дома ребенок будет ходить босиком: сцепление с полом лучше, к тому же голой подошвой хорошо можно ощутить его поверхность. Ребенок чувствует опору, сигнал идет в мозг, обрабатывается и возвращается к мышцам. Так происходит развитие оптимальной регуляции работы мышц во время освоения походки, и вмешиваться в этот четкий процесс не стоит даже из лучших побуждений.
Походка
Хождение — это произвольная моторика. Она играет ключевую роль в развитии ребенка, так что освоение этого навыка влияет на способности малыша говорить и думать. Походка детей и взрослых отличается. Первые месяцы дети ходят с широко расставленными ногами, руки могут быть согнуты в локтях и немного отведены в стороны. Эти движения возникают автоматически при первых же шагах. Мозг оценивает качество координации движений и дает мышцам обратную связь о том, как исправить недостатки. В результате малыш совершенствует свою походку, она становится более уверенной, руки начинают свободнее двигаться вдоль тела, а не цепляться за воздух.Самостоятельный подъем с земли
После того как малыш упал, он может какое-то время посидеть или полежать, оценивая обстановку. Не торопите его. Можно подбодрить словами: «Пойдем дальше гулять?» — или просто встать рядом, чтобы ребенок поднялся, уцепившись за вашу ногу. Так он быстрее отточит навык самостоятельного вставания, да и падать будет меньше. Обязательно похвалите ребенка за то, что он поднялся сам, это придаст ему уверенность в своих силах. И держите наготове влажные салфетки, чтобы протереть ему руки.Как правило, навык самостоятельного подъема с земли формируется на втором году жизни. Расскажу, как именно происходит подъем.
- Если после падения ребенок сидит, то он переместится на четвереньки, затем — в планку или выставит сначала одну ногу в опору на стопу, затем другую. После этого он переставит руки ближе к ногам, окажется на корточках и встанет. Или же сделает это с помощью опоры.
- Если малыш лежит на спине, то он или перевернется на живот и сделает описанные выше движения, или может повернуться на бок, затем — в позу садового гнома, в наклонное сидение, на колени, на четвереньки — и так далее.

При самостоятельном вставании:
● укрепляются все мышцы тела;● развивается координация движений;
● отрабатываются все предыдущие навыки;
● появляется уверенность в своем теле;
● развивается баланс и навык самостоятельности;
● увеличивается скорость передвижения.
Спуститься с дивана
Дети с удовольствием забираются на диван и другие невысокие предметы. А с годовалого возраста они уже умеют разворачиваться и спускаться ногами вперед, подталкивать себя руками до тех пор, пока стопы не коснутся пола. Это становится возможным, потому что ребенок наконец может осознать пространство позади себя, не контролируя его взглядом.Указательный жест
К 12 месяцам ребенок начинает активно использовать указательный жест: выпрямляет и отводит в сторону руку, выпрямляет указательный палец, а остальные четыре сгибает и соединяет. Малыш указывает на предметы, когда вы называете их, показывает на то, что ему хочется (печенье, игрушку), или привлекает внимание взрослых, как бы говоря: «Смотри, птичка прилетела». Он может подкреплять указательный жест вокализацией, слогами или отдельными словами. Безусловно, указательный жест — это опыт коммуникации, предвестник развития активной речи, проявление осознанности ребенка.Пинцетный захват
Напомню, что раньше ребенок пользовался щипковым захватом мелких предметов. Теперь координация мышц и управляющий ими мозг дозрели до того, чтобы сделать этот захват еще более прицельным. При пинцетном захвате мизинец, безымянный и средний пальцы согнуты и сжаты вместе, а указательный и большой пальцы противопоставлены друг другу. Их концевые фаланги изолированно сгибаются, и пальцы складываются в «колечко».В этом возрасте важно развивать мелкую моторику, но при этом всегда помнить о безопасности. Малыши любят все тащить в рот и в нос, поэтому следите, чтобы ребенок не вдохнул мелкие предметы, не подавился ими. Лего и бусинки давать еще рано. А вот собрать крошки со стола — прекрасная тренировка пинцетного захвата.
Без криков и истерик: 4 совета, как быстро уложить ребенка спать
Красные флаги
● Ребенок не сидит, не встает на четвереньки, не принимает позу на боку, не пытается встать у опоры. Встает только на носки, не может опустить пятку.Даже при одном из этих симптомов необходима консультация невролога и ортопеда.● Асимметричные стопы. В положении стоя стопы «ведут себя» по-разному, например, одна завалена внутрь, другая изогнута наружу. Их положение не меняется при движении. Обратитесь к ортопеду и врачу ЛФК для составления программы коррекции. Показание к терапии стоп по методу Цукунфт-Хубер.
● К 18 месяцам малыш так и не начал ходить самостоятельно. Он не встает у опоры. Ходит асимметрично, одна нога на носке, пятка не опускается. 90% ходьбы — на носочках.
