Они приходят последними и уходят первыми, знают все сплетни офиса, но ничего не делают. Бесполезные сотрудники – лентяи или жертвы обстоятельств?
Каждый, кто работает в офисе, хоть раз сталкивался с коллегой, который будто бы ничего не делает, но трудоголики проходят и уходят, а этот гедонист продолжает раздражать всех вокруг своей ленью и беспечностью. Но не все так просто. На самом деле есть причины, по которым с виду бесполезных сотрудников не так-то просто уволить.
Исполняющий обязанности заведующего кафедрой психологии труда и психологического консультирования Государственного университета просвещения Вадим Киселев рассказал, что сотрудники без особых задач и поручений являются не только сомнительной статьей расходов, но и опорой для многих руководителей.
Оказывается, «бесполезные» сотрудники — это зачастую самые лояльные начальству люди. Именно от таких подчиненных руководители ждут поддержку в рабочих конфликтах, их же видят чуть ли не основой трудового коллектива.
Второй причиной, по которой в некоторых компаниях появляются целые отделы, в которых все сотрудники заняты по сути «перекладыванием бумажек» – стремление руководителей к полному контролю над подчиненными. Однако такие команды не только не помогают своим коллегам, но и превращают работу компании в тяжеловесный бюрократический процесс.
Еще одной причиной эксперт назвал единичные ошибки в кадровой политике организации, в результате которых на работу принимаются сотрудники, имеющие недостаточный уровень квалификации. Именно такая недоказанность становится корнем зла и приводит к тому, что задачи либо не выполняются вообще, либо выполняются слишком медленно.
В конечном итоге руководитель понимает, что таким подчиненным бесполезно давать ответственные поручения, однако уволить их без скандала – задача не из легких. Именно из-за таких коллег высококвалифицированные сотрудники вынуждены работать за двоих, а то и за троих, сталкиваясь с выгоранием и стрессом.
Но выход из такой ситуации все же есть. Конечно, лучшее решение – это принять превентивные меры заранее. Однако специалист рассказал и о том, что нужно делать для более эффективной деятельности:
- Отказаться от чрезмерного контроля и бюрократических процессов в пользу отрытого диалога между подчиненными и руководителем;
- При приеме на работу новых сотрудников обязательно обращать внимание на их квалификацию и степень заинтересованности в развитии организации.
Конечно, иронизирует эксперт, можно продолжать держаться за «бесполезных» сотрудников, но слишком уж много у некорректной кадровой политики последствий. Репутационные риски и финансовые потери – это лишь верхушка айсберга.
Чтобы самому не стать сотрудником с нулевой ценностью или избавиться от чувства собственной недостаточности, психологи советуют:
- Не бояться своих чувств и обсуждать их с начальником;
- Концентрироваться на тех вещах, которые хорошо получаются;
- Помнить, что каждый имеет право на ошибку;
- Пытаться делать маленькие шаги в сторону позитивных изменений и продолжать учиться новому постоянно;
- Отслеживать свой прогресс и не бояться получать обратную связь от коллег и близких людей.