
К Всемирному дню защиты лабораторных животных (24 апреля) Humane Society International создали короткометражный мультфильм Save Ralph, который активизировал петицию на сайте change.org о запрете тестирования косметики на животных на территории Евразийского экономического союза. Узнаем, на каких средствах стоит маркировка cruelty-free в России и действительно ли она этична?

Александра Каменских,
создательница бренда этичной косметики «Это я»
Что такое этичная косметика?
Cruelty-free или этичная косметика подразумевает отсутствие испытаний на лабораторных животных. В настоящее время существует два принципиально разных метода испытаний: in vivo и in vitro.In vivo предполагает использование живой ткани при живом организме. В качестве лабораторных животных используют морских свинок, кроликов, белых крыс.
In vitro проводится в пробирке без использования или вне живого организма: на куриных эмбрионах, сперматозоидах быка или при помощи люминесцентного бактериального теста.
По данным HSI, в 40 странах тестирование на животных уже официально запретили, Европейский Союз это сделал еще в 2013 году. До недавнего времени Китай был одной из самых консервативных стран в вопросах тестирования, но с 1 мая откажется от испытаний в некоторых ситуациях: изменения касаются косметики импортных и локальных брендов, но не косметики для детей или с еще не изученными новыми составами.
В России законопроект о запрете тестирования не был принят, хотя и рассматривался в 2017 году. Но в нашей стране ситуация лучше, чем в Китае: выбор методов тестирования за производителем.
На что и где смотреть: маркировки, ресурсы, общие базы
Cruelty-free косметика маркируется значками с животными, чаще всего с кроликом. Кажется, что, если вы встретили такую маркировку, продукт этичен, но не все так просто. Как ни странно, на упаковках и этикетках в России можно рисовать что угодно. Если сомневаетесь в истинности маркировки, проверить косметику на этичность можно на специальных сайтах: leapingbunny.org , beautywithoutbunnies , logical harmony , choosecrueltyfree и te protejo, crueltyfreekitty.com. Глобального руководства пока нет, в России такой ресурс создала этичный блогер Маргарита Морозова: сайт позволяет отфильтровать бренды по нескольким критериям. В белом списке оказываются бренды, получившие официальную сертификацию. Еще косметику можно проверить на сайте veganrussian.ru
Источник: @etoya_itsme
Из чего сделано и как хранить?
Важное правило этичной косметики — закупка сырья, которое не тестировалось на животных, то есть составляющие тоже cruelty-free. Производители используют различные ингредиенты: это могут быть как натуральные, так и синтетические компоненты. Основной критерий — ингредиенты должны быть неживотного происхождения. Иногда к этичной косметике относят продукты, в состав которых входят мёд, пчелиный воск или ланолин.Условия хранения этичной косметики не отличаются от любой косметики. Важно обращать внимание на этикетку: чаще всего косметика хранится 12-18 месяцев.
В Европе и России нет закона, который обязывает тестировать ингредиенты на животных. То есть сruelty-free компоненты — это обычные компоненты, которые или изначально были протестированы in vitro, или были протестированы на животных когда-то давно и сейчас больше это не требуется. Считается, что если компоненты перестали тестироваться на животных с определенного времени, то продукт имеет право называться cruelty-free. Отследить этичность сырья, к сожалению, сложно — некоторые поставщики неохотно предоставляют свою документацию. Остается верить их принципам.
Этичная — значит веганская и натуральная?
Многие считают, что этичная косметика эквивалент натуральной, но это не так. Веганская косметика не подразумевает использование продуктов животного происхождения (продукты пчеловодства, ланолин, панты, улиточный муцин), натуральная должна быть без силиконов, парабенов, сульфатов и пр. Этичная, как и веганская, не всегда натуральная, в ней могут быть синтетические компоненты, натуральная может содержать компоненты животного происхождения. А вот веганская косметика чаще всего этична: забота о животных здесь ставится во главу угла. На радость покупателям существует косметика и натуральная, и этичная, и веганская. Такую можно найти и на российском рынке.
Российская этичная косметика
На российском рынке более 80 представителей этичной косметики. Среди них как гиганты («Чистая линия», Levrana, Natura Siberica, Organic Shop), так и небольшие производства («Голодный леший», «Живица», Elska, «Это я»), некоторые уже имеют выход на зарубежный рынок (Mi&Ko, Laboratorium, Botavikos).
Большинство производителей делают акцент на натуральности компонентов, следуют принципам eco-friendly и zero-waste: используют упаковку из переработанных материалов или ту, что можно сдать в переработку, принимают тару для повторного использования, продают косметику в «голом» виде — совсем без упаковки.
Как представителя этичной косметики меня радует повышенный интерес покупателей к этому направлению, нельзя не заметить более осознанный подход к уходу за собой без вреда для животных и планеты среди россиян в последние два-три года. Растет не только количество представителей, но и количество потребителей: мы движемся вместе и рассчитываем, что в скором времени тестирование на животных в России наконец-то будет запрещено.