Потребительская грамотность населения в области косметологии пока еще невысока. Именно поэтому журнал «К&З» публикует 5 правил безопасности для пациентов клиник косметологии и салонов красоты.
Глянцевые журналы и телеканалы пестрят сюжетами о пациентах косметологических клиник, которым была оказана некачественная услуга. Крупным планом демонстрируются шокированным зрителям ожоги и рубцы, пигментные пятна и асимметричные части лица. Однако, послушав пострадавших, удивляешься их поистине детской доверчивости. Они идут к косметологу на дом, не спрашивают, является ли он врачом, не интересуются названием препарата в шприце, уезжают после фотоомоложения к морю на солнышко и с мазохистским удовольствием потом демонстрируют журналистам «боевые шрамы», полученные в борьбе за молодость и красоту. Избежать многих неприятностей можно, соблюдая простые правила.
Правило 1. Квалификация специалиста
Оказывать косметологические услуги имеет право врач-косметолог, а по назначению врача — медсестра по косметологии. Обратите внимание, что медсестра по косметологии не имеет права на следующие медицинские вмешательства: контурную пластику, ботулинотерапию, лазерную абляцию (фракционный термолиз и лазерная шлифовка), озонотерапию и нитевой лифтинг.
Квалификация подтверждается сертификатом специалиста. В «уголке потребителя» должен находиться пофамильный список медицинских работников клиники или салона красоты с указанием специальностей, номера сертификата и срока его годности.
Правило 2. Лицензия
На сайте клиники и в «уголке потребителя» на ресепшен должна находиться лицензия — то есть документ, подтверждающий право данного заведения оказывать медицинские услуги. Какие именно — написано в приложении к лицензии. И если там есть слово «косметология», вы будете уверены хотя бы в том, что клиника соответствует всем требованиям по санэпидрежиму, оснащению кабинетов, квалификации специалистов.
Правило 3. Полное доверие врачу
Безопасность услуги обеспечивается также полным доверием к врачу-косметологу, которому надо без утайки рассказать о своих заболеваниях, аллергических реакциях, сделанных ранее операциях и косметологических услугах. По возможности — вспомнить названия препаратов, которые ранее были использованы при оказании вам косметологической помощи.
Полная информация о вашем здоровье и состоянии даст возможность врачу правильно собрать анамнез, на его основании поставить диагноз, исключить из плана лечения те услуги, которые вам абсолютно противопоказаны. А следовательно, сделать косметологическую услугу наиболее комфортной, результативной и безопасной.
Правило 4. Легальность препарата
Безопасность инъекционной услуги может быть гарантирована использованием только легального косметологического препарата, а аппаратной услуги — легальностью и исправным техническим состоянием прибора, на котором она выполняется. Закон «О защите прав потребителей» дает пациенту право увидеть документы о соответствии и препаратов, и медицинской техники. Для приборов, филлеров, биоревитализантов — это регистрационное удостоверение медицинского изделия, для ботулотоксинов — регистрационное удостоверение лекарственного средства.
Правило 5. Заключение договора
Прежде чем оплатить услугу, пациент подписывает с клиникой договор на оказание медицинских услуг, в котором указывается название услуги, сроки исполнения и стоимость. Договор в дальнейшем будет документом, подтверждающим, что вы действительно посещали это заведение и получали в нем конкретные услуги в указанные сроки.
При первичном приеме врач-косметолог выслушивает жалобы пациента, собирает анамнез, ставит диагноз и расписывает план лечения. Вся информация заносится в медицинскую карту, пациент подписывает информированное согласие на услугу, в котором перечислены противопоказания к ней, возможные побочные действия и осложнения. Информированное согласие выдается пациенту на руки.