Рассказываем, можно ли просчитать красоту математически и что лежит в основе привлекательности, по мнению пластических хирургов.
На VIII Национальном конгрессе «Пластическая хирургия, эстетическая медицина и косметология», прошедшем в конце 2019 года в Сколково, были затронуты на первый взгляд необычные, но, тем не менее, актуальные темы: о красоте, гармонии и роли воспитания художественного взгляда в подготовке специалистов эстетической медицины.Из доклада «Когда глаза начинают чувствовать, а руки видеть»
Александр САКУТА, пластический хирург Института пластической хирургии и косметологии
«Что такое красота — сложный вопрос. Часть не менее сложного определения: красота — это то, что доставляет нам эстетическое наслаждение. Ее феномен сложен, но я с уверенностью могу сказать, что красота относительна, и она относительна каждого конкретного человека.
Еще древние греки задавались этим вопросом и достигли в нем успеха, о чем свидетельствуют их произведения искусства. Они считали, что в основе красоты лежат два явления — симметрия и гармония.
Симметрия, объединяющая предметы одинаковые, и гармония — разные и даже противоположные. Уже тогда речь шла о той пропорции, которую Леонардо да Винчи назовет божественной, а мы узнаем как принцип золотого сечения. Однако красота субъективна. Кто-то видит в музее картину и не может отвести от нее глаз, а другой скажет о ней, что его дети лучше рисуют.
При встрече с новым человеком наш мозг выделяет те особенности, которые дают нам информацию о его социальном и психологическом статусе. В первую очередь мы смотрим на осанку, походку, анализируем лицо (глаза и губы).
Обращаем внимание на мимику, движение рук, грудь, бедра и волосы. При этом мы тратим менее одной секунды на анализ внешности человека! Представьте себе: нашему мозгу нужна всего лишь секунда, чтобы решить, привлекателен ли для нас человек или нет, а мы рассуждаем о красоте со времен Древней Греции.Помимо того, что эстетическое воспитание доставляет наслаждение, развивает человека, его воображение и учит открывать прекрасное в самом себе, оно воспитывает стремление создавать это прекрасное в повседневной жизни. Творческие люди так же творчески подходят к решению ежедневных проблем и профессиональных задач.
Что общего между скульптором и пластическим хирургом
Известная фраза о том, что основной инструмент хирурга — это палец, во многом точна. Ведь для хирурга информация, получаемая во время операции, происходит за счет двух сенсорных систем: зрительной и тактильной. И это очень напоминает творчество скульптора, работающего глазами и руками, и оно тоже связано с телом человека. Именно поэтому взгляды и идеи этих профессий пересекаются.Неслучайно сегодня актуальными становятся курсы по искусству и скульптуре для пластических хирургов. Мне посчастливилось пройти такой курс в Вене. Это невероятно интересный и важный опыт! Хочется описать эксперимент из этого курса, когда всем участникам закрыли глаза, дали в руки камень необычной формы и попросили в течение минуты хорошо его изучить.
Затем так же, с закрытыми глазами, нужно было слепить из глины точно такой же камень. Открыв глаза, из выложенных в ряд камней надо было найти свой. На первый взгляд это кажется простой задачей, но на самом деле это не так. Мозг всячески пытается нас обмануть! У всех глиняные наработки получались меньше по размеру, чем оригинал.
Поэтому на преодоление этого психологического барьера и был направлен курс — когда глаза начинают чувствовать, а руки видеть. Интересно отметить, что, чем дольше работаешь, тем больше обращаешь внимание на детали и тонкости, но теряешь картину в целом. Поэтому при лепке из глины на следующий день были заметны те, казалось бы, очевидные ошибки, которые вчера не замечал… Такой опыт и знания очень важны для развития и профессионального роста пластического хирурга. Сейчас аналогичный курс разрабатывается на базе Пушкинского музея».
Из доклада «Код да Винчи»
Алиса ШАРОВА, к. м. н., врач-косметолог, доцент кафедры пластической и реконструктивной хирургии, косметологии и клеточных технологий РНИМУ им. Н. И. Пирогова, научный руководитель центра эстетической медицины «Чистые пруды»
«Ничто не нравится, кроме красоты, в красоте — ничто, кроме форм, в формах — ничто, кроме пропорций, в пропорциях — ничто, кроме числа». В этой фразе Блаженный Августин Аврелий связывает красоту и число. Их пытались увязать между собой со времен Древнего Египта. Египтяне первыми начали использовать для разметки человеческой фигуры квадратную сетку, согласно чему тело равнялось 19 квадратам, а вместе с головой — 22,5 квадратам. Древняя Греция стала продолжательницей традиций Египта, в культурной традиции которой можно выделить три основных периода: Архаичный (VII-V век до н. э.), Классический (V век до н. э.) и Эллинистический периоды (323-331 гг. до н. э.). Для архаичного периода были характерны скульптуры немного квадратные, статичные, похожие на египетские. А в классическом — человек был провозглашен вершиной вселенской красоты. Именно поэтому звероподобные боги Египта и Месопотамии сменились человеческими образами.
Человек стал мерой универсальной красоты. Наверное, самым ярким представителем этого периода стала Пифагорейская школа, которая сделала попытку просчитать красоту математически. Сначала была выведена математическая формула для музыки: определено, что вибрация струн, натянутых с одинаковой силой, то есть пропорциональной длины, дает гармоничный музыкальный ряд. Разница в длине струн подчиняется строгим математическим законам. Следовательно, законы математики и пропорции – это универсальные законы красоты и космического порядка. Стоит отметить, что косметика, косметология и космос — это однокоренные слова, означающие порядок.
В трудах и скульптурах древнегреческого теоретика искусства Поликлета прописаны пропорциональные соотношения частей тела и выдвинут принцип соразмерности. Все части тела не имеют жестко заданных стандартов, они соотносятся друг с другом в определенных пропорциях и должны строиться с учетом движения тела и перспективы. Продолжателем развития принципа соразмерности стал римский ученый и архитектор Витрувий. Он начал разрабатывать эргономическую систему пропорционирования, которая нашла свое яркое выражение в понятии «Витрувианского человека».
Именно Витрувий первым предложил принцип разделения лица на три равные части. Мы и сегодня говорим о верхней, средней и нижней трети лица.
Леонардо да Винчи был продолжателем прекрасных идей итальянского ученого Батиста Альберти, предложившего все основные методы измерения человеческого лица и тела, о которых да Винчи скажет как о божественных пропорциях. Удивительно, но эта универсальная формула заложена у нас внутри на подсознательном уровне. Даже когда человек садится на лавочку, он садится не посередине и не с краю. Как правило, своим телом он делит ее в соответствии с золотым сечением — 1 к 1.62, — даже не задумываясь об этом. Оказывается, что эта пропорция, значение которой пытались просчитать многие, имеет большое значение и в восприятии фигуры. Только соотношение золотой пропорции классической скульптуры кажется красивым и гармоничным. Ни большее, ни меньшее соотношение не дает ощущение красивого тела. Но мы видим эту пропорцию не только в строении тела, но и в строении ветки дерева, морской раковины и даже яйца — все эти формы соответствуют золотым пропорциям!
Здесь также нельзя не упомянуть Альберта Дюрера, творчество которого помогло многим хирургам. Он создавал тысячи рисунков, где очень подробно разработал точные схемы пропорционального деления головы и тела человека в соотношении друг с другом.
Так, например, он определил, что расстояние между глаз должно соответствовать длине одного глаза. А чуть позже гравер французского монарха Людовика XIV Жерар Одран, взяв за идеал скульптуру Венеры Милосской, подробно описал пропорции идеального носа, которые до сих пор используются в ринопластике.В конце XIX века возникло новое направление в биологии — антропометрия — и была создана нормативная база краниофасциальных пропорций, которой пользуются челюстно-лицевые хирурги. Кроме того, стало применяться фотографирование пациентов до и после вмешательств, измерение антропологических изменений и регистрация этих данных.
Четверть века назад пластический хирург Стивен Марквардт разработал так называемую «золотую маску красоты». В ее разработке также применен основной принцип золотого сечения. Накладывание этой маски на любое лицо позволяет сразу определить, где есть гармония, а где требуется коррекция. Она не теряет своей актуальности до сегодняшнего дня».
Из доклада «Биология красоты»
Екатерина ЧАЙКОВСКАЯ, к. ф. н., медицинский советник, руководитель группы клинических исследований ИПХиК, преподаватель кафедры пластической хирургии, косметологии и клеточных технологий РНИМУ им. Н. И. Пирогова
«Понятие красоты меняется от эпохи к эпохе, имеет разные особенности — сословные, расовые, национальные. Но есть и другое понятие — привлекательность лица. Вот оно-то находится вне времени и пространства.
Исследование психологов и социологов показало, что люди с привлекательной внешностью легче находят пару, работу, имеют больший заработок… Что же такое привлекательность?
По мнению антропологов и этологов, это соответствие биологическим запросам, а значит, и потенциальный репродуктивный успех. Оно лежит в нашем подсознании и на протяжении всей жизни влияет на выбор особ противоположного пола.
Почему гармоничное лицо привлекательно
Идеальные пропорции лица — это свидетельство физиологической гармонии, следовательно, и здоровья. Мы смотрим на лицо, оно гармонично, значит, с большей степенью вероятности человек здоров. Нам нравятся симметричные лица, они свидетельствуют об отсутствии дефектов в развитии и заболеваний. С возрастом асимметрия несколько увеличивается, поэтому ее коррекция становится актуальной.Привлекательность — это еще и ярко выраженные гендерные признаки. Какие черты присущи женщине со стабильно высоким уровнем эстрогена? Округлость лица, блестящие волосы, эластичная, упругая кожа, отсутствие морщин, яркие губы. Не с этими ли пожеланиями приходят к косметологам женщины? А во время овуляции это еще и ровный тон кожи, ее бело-розовый цвет, упругие объемные губы — и этого тоже хочется достичь.
Цвет кожи — важный гендерный признак. Если посмотреть на картины самых разных художников, мы увидим, что, как правило, кожа женщины светлее кожи мужчины. Ученые выявили, что независимо от региона проживания у женщины кожа светлее. Почему? Она должна быть чувствительней к ультрафиолету, в ней должен быть высокий уровень витамина Д, чтобы формировался и поддерживался крепкий костный скелет, — это необходимое условие успешной беременности и родов. И мужчины интуитивно предпочитают женщин со светлой кожей как обладающих более высоким репродуктивным потенциалом.
Почему большинству мужчин нравятся блондинки
Светлые волосы не только тоньше и мягче, дело в том, что блондинки выглядят моложе и беззащитнее. А элементы детскости в лице женщины и ее образе обещают мужчине доминирование, и многим из них это нравится.Интересно отметить, что сегодня, в век виртуальных технологий, пациенты чаще приходят к врачу-косметологу не с фотографиями медийных персон или кумиров, на которых хотят быть похожими, а со своими селфи, обработанными специальными программами и фильтрами, делающими лицо более гармоничным и стирающими выраженные дефекты. К этому можно относиться по-разному: одним подходят предлагаемые корректировки, другие теряют при этом свою индивидуальность. Однако для врача это важная подсказка: чего хочет пациент, насколько реальны его ожидания?
Интересно, что, если проанализировать эти «бьютифицированные» фотографии, мы увидим, что все изменения как раз укладываются в основные критерии природной привлекательности: здоровье, гармония, симметрия и гендерность. Мы это обязательно учитываем в своей работе и делаем наших пациентов не только красивыми, но и счастливыми».
Вам также может быть интересно
Известные красавицы и красавцы, которые не считают себя привлекательнымиМодно или нет: тренды пластической хирургии
Селфи и пластическая хирургия: в чем связь и что это значит