Эта тема — одна из самых болезненных. Шок, разочарование и растерянность — именно такие чувства испытывают пациенты, считающие проведенную операцию неудачной. Почему так случается и можно ли этого избежать, рассказывает пластический хирург.
Андрей Истранов, пластический хирург, профессор, доктор медицинских наук, ведущий специалист сети клиник «Семейная», направление Beauty
@semeynaya_beauty
Повторные пластические операции — это операции, которые выполняют после первичной пластики в связи с ее неудовлетворительным итогом. При этом результат может не устраивать как обоих (пациента и хирурга), так и только одного из них. Конечно же, именно неудовлетворенность пациента является основной мотивацией для проведения повторной операции.
В чем причина
Причины неудовлетворительных итогов могут быть разные. Одна из них – это несоответствие полученного результата ожиданиям пациента. Такое может произойти из-за его завышенных требований, неадекватной оценки возможностей пластической хирургии и собственных анатомических особенностей.Также на это зачастую влияет неоправданная связь результата с событиями в жизни. Например, пациентка увеличила грудь, ожидая, что после этого сразу решатся проблемы личного характера. Но замуж она так и не вышла и считает тому причиной плохой результат пластической операции. В таких ситуациях повторное вмешательство может носить в большей степени психологический характер, нежели действительно устранять какие-либо недостатки, но его лучше избежать.
Еще одна причина – это действительно наличие дефектов или деформаций после операции или же не полностью учтенные пожелания пациента. Такая ситуация может случиться из-за ошибок хирурга (как тактических, так и технических), из-за нарушений пациентом послеоперационного режима и невыполнение рекомендаций, из-за возникших осложнений, связанных с индивидуальными особенностями организма пациента. В любом случае если неудовлетворительный результат является очевидным, то он требует хирургической коррекции.
Повышенный риск
Неудачные пластические операции чаще всего случаются при ринопластике и маммопластике. Больше всего повторных операций выполняют на носе и груди. Это самые распространенные пластические операции, поэтому и абсолютное число неудач здесь больше, нежели при других вмешательствах. С другой стороны, даже незначительные дефекты в этих значимых областях вызывают выраженный психоэмоциональный дискомфорт.Гарантии и последствия
Любой хирург, к которому обращается человек для повторной пластической операции, должен понимать всю степень ответственности, которая на него ложится. По сути, все ошибки и проблемы он переключает на себя и должен в полной мере понимать сложившуюся ситуацию и причины ее возникновения, а также знать способ ее исправить. Можно ли при этом гарантировать пациенту улучшение результата при переделке неудачных пластических операций? В медицине сложно говорить о каких-либо гарантиях. Правильнее говорить о вероятности достижения того или иного результата. Также необходимо помнить и о возможных осложнениях или нестандартном течении послеоперационного периода.Если повторная пластическая операция сделана грамотно, а результаты первичного вмешательства не были необратимыми, то в конечном итоге человек получит то, что ему хотелось изначально. К сожалению, бывают ситуации, при которых бесконечное количество операций приводит к рубцовой деформации мягких тканей, их дефициту и другим новым проблемам. В таком случае хороший эстетический результат, увы, недостижим.
В том числе и по этой причине несколько лет назад в Российское законодательство были внесены изменения, которые коснулись порядка оснащения медицинских кабинетов, регламента деятельности хирургов и медицинского персонала. Также были внесены изменения в образовательный процесс — разработан новый стандарт по специальности «Пластическая хирурги», который предусматривает обучение в ординатуре в течение пяти лет и включает расширенные блоки по смежным специальностям.
Источник: @gossipofff
К кому обратиться
Часто возникает вопрос, к кому следует обращаться для повторной операции – к своему хирургу или же к другому? Однозначного ответа нет. Прежде всего пациенту необходимо обозначить проблему своему оперирующему хирургу. И если тот понимает причины возникновения и способы устранения, то причины не оперироваться у него нет. Это также сэкономит и финансовые средства пациента.Обращение к другим хирургам часто является следствием разногласий пациента с оперировавшим его специалистом. Повторная операция у другого хирурга зачастую стоит больше первичной, может сопровождаться негативными (не всегда справедливыми) высказываниями в адрес коллег, что способствует формированию очень конфликтной ситуации. К сожалению, на конечный результат это никак не влияет. Поэтому повторные операции должны выполнять опытные специалисты пластические хирурги, чей статус и авторитет в профессиональной среде является неоспоримыми.
Как предупредить
Логичным вопросом после всего вышеописанного становится — а можно ли как-то уберечь себя от повторных операций? Скорее да, чем нет. Всегда следует помнить, что лучшая операция – это не сделанная операция! Но если вы все же на нее решились, то следует внимательно относиться к выбору хирурга и клиники. Уважающие себя доктора никогда не будут оперировать «на коленке». Поэтому наличие хорошо оснащенной клиники со своей реанимацией и многопрофильными специалистами является определенным отражением ее качества.Также нужно принять во внимание, что вероятность выполнения повторных операций после вмешательств у молодых и малоопытных хирургов, к сожалению, выше, а вероятность удачного исправления у них ниже. Выбор хирурга только по «раскрученным» аккаунтам в социальных сетях — ошибка. Их цель — привлечь пациентов любой ценой, а большие скидки тоже являются не чем иным, как попыткой найти пациентов для «набивания» руки молодыми специалистами.
Наличие солидного послужного списка и живых отзывов являются куда большей гарантией, нежели виртуальные дифирамбы и восхваления. В любом случае, принятие решения о выборе хирурга должно происходить только после личного общения. Человек должен испытывать чувство глубокого доверия и уверенности в специалисте, а не убеждать себя в правильности выбора на основании виртуальных отзывов.