Вы опять вернулись из магазина с полной сумкой нужных и ненужных продуктов‚ а хотели купить только йогурт на завтрак… Давайте разберемся‚ что же заставляет нас совершать необдуманные покупки.
Получить максимум практической пользы при минимуме денежных затрат от похода в супермаркет вполне возможно. Главное понять, как устроена его территория. Порой мы даже не предполагаем, сколько ловушек здесь расставлено хитроумными мерчандайзерами. Легкая музыка, приятные, радующие глаз, цвета интерьера, манящие ароматы – казалось бы, все создано для нашего эмоционального комфорта. Но это не спроста.
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ МЕРЧЕНДАЙЗЕРОВ
· Переступив порог супермаркета, мы в первые же минуты впадаем в покупательский транс, как говорят психологи. А виной всему ненавязчивые, правильно подобранные мелодии. В продуктовых магазинах чаще всего включают инструментальную музыку: классику в фортепианном и скрипичном исполнении. Она существенно улучшает пищеварение и возбуждает аппетит. И вот мы сами не замечаем, как начинаем приобретать множество ненужных вещей. Еще одно интересное открытие, сделанное предприимчивыми маркетологами, заключается в том, что лучше всего покупают товары стран, музыка которых звучит в торговом зале. Играет европоп – руки тянутся к сырам и французскому вину, включают этно – и мы с удовольствием загружаем тележку сальсой и мексиканскими чипсами.
· Мы уверены, что действуем в магазине по собственному желанию, а в реальности часто попадаемся на удочку специальных приемов планировки и дизайна. Например, на так называемое свойство температуры: в помещении, окрашенном в теплые тона, нам кажется на четыре – семь градусов теплее, чем в точно таком же зале, выдержанном в холодных тонах. Поэтому зимой отсутствие ярких красок и холод на улице делают магазин, где преобладают теплые тона и оттенки освещения, особенно привлекательным. Весной же для повышения продаж используют зеленый цвет, отвечающий нашему желанию восполнить недостаток витаминов свежими фруктами и овощами. Умелое применение освещения тоже делает свое дело. Подсвеченное розовым светом сырое мясо выглядит более аппетитно, а фисташковые оттенки света призваны сделать зелень словно только что сорванной с грядки.
· Чаще всего торговые залы имеют форму прямоугольника или квадрата. Естественный маршрут для нас в данном случае – это движение по периметру. Причем продукты первой необходимости – молоко, творог, кефир, хлеб, мясо, как правило, помещают в самом дальнем углу, чтобы по пути к ним мы сделали как можно больше других, незапланированных покупок. Двигаясь по заданной траектории, мы можем не заметить стенды, расположенные в центре. Чтобы привлечь наше внимание, в этих «малолюдных» местах размещают отдельные ярко оформленные островки из прилавков и для большей эффективности выделяют их с помощью света.
· Красочные рекламные плакаты, так называемые немые продавцы, – еще один способ заставить нас раскошелиться. Они могут располагаться где угодно: на стенах и колоннах, дверях и перегородках, на полу, потолке и пакетах, в кассовой зоне, на тележках и товарных корзинах. Результаты исследований американских маркетологов показали, что потребители чаще всего выбирают марку, о которой узнают непосредственно в магазине, и это неудивительно. Вы только представьте, какое количество информации мы должны держать в голове. Во-первых, надо не забыть купить все, за чем пришли; во-вторых – принять множество решений о выборе марки; в-третьих – переварить новые сообщения о товарах и скидках. Не забудем и про суммирование цен и сопоставление объема покупок с содержимым кошелька. Поэтому на размышления покупателя «Что же выбрать?» реклама дает однозначный ответ: «Да вот что!» Хорошо, если информация соответствует действительности, а если нет? В большинстве случаев правильнее будет поступить согласно русской пословице: старый друг лучше новых двух.
· Вот мы уже купили все, что хотели, и направляемся к кассе, как вдруг аромат свежеиспеченной сдобы в одно мгновение обезоруживает нас. Владельцы супермаркетов отлично знают, чем соблазнить покупателей, и размещают кондитерский цех и мини-пекарню непосредственно в зале в самом конце нашего пути – «на десерт». Разве возможно пройти мимо кондитерских прилавков с вкуснейшими пончиками, тортами и медовой пахлавой, которые так и просятся гордо возглавить гору продуктов в нашей тележке! Шопоголизм: когда увлечение становится болезнью и требует лечения
ПРАВИЛА ШОПИНГА В СУПЕРМАРКЕТЕ
- Главный совет – сосредоточьтесь на заранее составленном списке. Определите, в каком отделе находятся нужные вам продукты. Если не можете сориентироваться, обратитесь за помощью к обслуживающему персоналу, не тратьте время на самостоятельные поиски;
- Товар, широко выставленный на полке, не всегда самый качественный и выгодный по цене. Скорее всего, его производитель заплатил магазину кругленькую сумму за такую выкладку;
- Самые дорогие места для производителя продуктов – полки на уровне глаз и рук. Их, как правило, занимают самые крупные компании. Обязательно смотрите на верхние и нижние стеллажи. Зачастую цена там доступнее при схожем качестве;
- Лучше берите продукты из глубины полки: вперед обычно выставляют товар, срок годности которого подходит к концу. Также торговцы часто вводят нас в заблуждение, создавая эффект раскупленного товара. Для этого достаточно убрать с полки несколько единиц продукта;
- Внимательно смотрите на ценник. В некоторых супермаркетах цены указывают без НДС или пишут с учетом скидки, которая распространяется только на владельцев дисконтных карт;
- Всегда проверяйте срок годности товара, продаваемого во время различных рекламных акций: как правило, он подходит к концу.
При желании можно избавить себя от длинных очередей и тяжелых сумок, обратившись к услугам продуктовых интернет-магазинов. Но стоит ли лишать себя удовольствия от процесса изучения и выбора товара? Пожалуй, стоит, если на улице дождь или снег, а вы вдобавок простужены…. Однако если ваш холодильник пуст, а на душе скребут кошки, лучшего решения обеих проблем не найти, кроме как отправиться за покупками. Тем более что теперь, зная о коварных приемах и секретных ловушках, вы будете во всеоружии.