Как часто, покупая новый аромат, вы влюбляетесь сначала в его «одежку», упаковку или флакон и только потом — в само содержимое? Что стоит за созданием красивой упаковки, кто такие craftswomen и что значит слово «барбишаж», рассказывает наш парфюмерный эксперт Оксана Зайцева.
Для разработки красивых флаконов для духов парфюмерные марки и модные дома не тратят ни сил, ни времени, ни тем более средств. Не будем ходить далеко, обращаясь к искусству мэтров, великого Рене Лалик или знаменитого на весь свет Фаберже, а вернемся в наше время, наши дни и вспомним флакон для духов Gabrielle Chanel. Чтобы его придумать, конструкторы потратили не один год, ведь пузырек должен был одновременно подчеркнуть преемственность уже имеющимся знаменитым формам флаконов модного дома и в то же время показать качественный современный скачок в дизайнерском исполнении новой модели. Труд был колоссальным — целое архитектурное бюро несколько лет занималось решением этой сложной задачи. Ведь 13 лет дом не выпускал нового аромата, значит, положение обязывало. И когда в сентябре 2017-го миру был представлен ролик The story of the bottle, продемонстрировавший весь процесс разработки и литья флакона, ни у кого не осталось сомнения — это шедевр. Если конструктивная форма флакона может заинтересовать и мужчин, то есть милые сердцу девушек «детали», от которых только мы можем впасть в благостное настроение и долго из него не выходить. Это колпачки флаконов, кисточки, ниточки и, конечно, коробочки.
Этим, казалось бы, простым деталям в гардеробе флаконов дизайнеры уделяют огромное значение, не только утилитарное, но и эстетическое. Начнем по порядку.
Великолепная восьмерка
Несколько лет назад мне удалось побывать в заколдованном царстве, где правит красота и мастер — профессионал своего дела Клодин. Вот уже более 30 лет она и еще семь мастериц на заводах Chanel колдуют над каждым драгоценным флакончиком духов великого дома, запечатывая их вручную. Всего восемь женщин, чьи руки прикасаются к тем тысячам флаконов, которые после упаковки разъезжаются по всему миру и стоят на полках магазинов Парижа, Милана, Нью-Йорка и Москвы, дожидаясь своих почитательниц.Мне крупно повезло: Chanel в тот год впервые разрешил продемонстрировать вживую процесс бодрюшажа (от. фр. Baudruche — техника запечатывания флаконов, являющейся коммерческой тайной на протяжении более 90 лет) и привез в Москву одну из мастериц. Кстати, эта техника и сегодня применяется в марке для оформления ароматов концентрации Parfum.
Мастер-класс проходил в течение часа. Глядя на быстрые, четкие движения рук мастерицы Клодин, сначала было очень трудно уловить весь процесс — так быстро ей удавалось «опломбировать» флакон. Не более чем за одну минуту! Многолетняя практика стоит за этими непростыми, но такими шустрыми движениям. Baudrucheuses, или craftswomen (так иногда называют мастерицу), может сделать около 100 флаконов в час. Они прекрасно понимают — именно от их рук зависит качество аромата, который в итоге дойдет до нас, ценителей парфюмерии.
Наблюдая за движением рук Клодин, я старалась не моргать, дабы не пропустить каждый этап этого увлекательного процесса. Как фокусник, ловко передвигающий карты в воздухе, Клодин завораживала — так аккуратно, но с большой скоростью она работает!
Раннее не знающая ничего о бодрюшаже, я в итоге пришла к пониманию, как же все происходит. Намоченная рисовая бумага — мембрана (называемая «бодрюш») — накладывается на горлышко и пробку флакона. После этого она фиксируется с помощью двух нитей перламутрового хлопка. Это обеспечивает полную герметичность флакона и защищает духи от попадания воздуха. Высыхающая рисовая бумага впоследствии еще плотнее облегает горлышко флакона.
Аромат небесной красоты
Потом срезается ее лишняя часть и добавляется восковая печать с логотипом Chanel, гарантирующая оригинальность духов. И в руках у вас — просто чудо! Клодин запломбировала мне подаренный ею же флакончик № 5 в 1 мл! Все как полагается — с мембраной, нитями и мини-печатью! Просто ювелирная работа и теперь уже раритет, бережно хранимый мною.В качестве бодрюша ранее часто использовали материалы животного происхождения — газонепроницаемую пленку делали из кишок животных. Да, именно. Такие штрихи «выпадают» из области красоты своей неблагозвучностью и происхождением. Но без этого мир парфюмерии невозможен. Ведь и небесной красоты аромат жасмина не был бы хорош без некоторых неприятных аккордов, относящих нас в явный животный мир. А чтобы парфюмеру сделать приятный ягодный аромат, ему нужны не только материалы, которые пахнут розами и фиалками, а порой и запахи гнили.
Если вы сильно впечатлительны, можете вздохнуть спокойно — сегодня вместо мембраны используют различные синтетические или другие естественные (не животного происхождения) материалы, которые являются зачастую секретными ноу- хау парфюмерных домов. Бодрюшаж — очень дорогое удовольствие! И не каждый бренд может позволить себе содержать таких мастериц. До сегодняшнего момента это продолжают всего несколько старых парфюмерных домов — Chanel, Jean Patou и Guerlain.
Рукодельницы
К слову, дом Guerlain пошел еще дальше в оформлении духов. Можете вспомнить, что вы успеваете сделать за 45 минут? Наверное, многое. Для этого вам придется включить и скорость, и фантазию. А есть место, где 45 минут текут своим чередом, может, немного монотонно, но неизменно на протяжении более 100 лет и являются мерилом в определении качества работы. Быстрее работать нельзя, как бы этого ни хотелось.Для кого же эти 45 минут являются обязательным этапом, который нужно выдерживать в рабочем процессе? Dames de table — «рукодельницы за столом» дома Guerlain — обязаны… расчесывать кисточку только на одном флаконе духов! Вы себе представляете это — сидеть и расчесывать кисточку размером с ноготок 45 минут? Для этого нужно не только мастерство, но и терпение, почти философский склад ума. Всего семь женщин в Guerlain обладают секретом украшения флаконов от начала и до конца. Кропотливая работа мастериц по розливу и упаковке ароматов ценится очень высоко и является почетным, а также очень высокооплачиваемым занятием. Свои умения рукодельницы передают по наследству, из рук в руки, из уст в уста, и считают такую работу за честь! По словам Клодин, в течение дня она и другие мастерицы испытывают счастье, ловко перевязывая горлышко или искусно расчесывая кисточку из шелковых нитей. Ведь именно им суждено завершать этап оформления самых красивых флаконов духов в мире.
Разделяй и властвуй
Процесс разделения и расчесывания с обеих сторон золотых, голубых и темно-синих фирменных нитей называется барбишажем (от фр. barbichage) и броссажем (от фр. brossage).Прежде чем изысканная печать ляжет на нити, рукодельницы Dames de table должны по меньшей мере семью различными способами перевязать их и аккуратно расчесать.
Конечно, сегодня процесс производства ускоряется и на фабриках Guerlain. А на некоторых духах шелковые нити уже заменены дорогими темно-синими лентами, закрепленными не сургучной печатью, а очень удачно застегивающимися изысканными «алюминиевыми» застежками — тоже работа конструкторского бюро. Но все это не обесценивает красоту флаконов, тем более что бутылочки ароматов Дома Guerlain уже сами по себе являются произведением искусства.
Много тонкостей и скрупулезной работы скрыто от нас в создании как самих духов, так и их упаковки.
Надеюсь, сегодня для вас приоткрылась некая завеса и вы смогли представить себе небольшую часть этого волшебного мира, где каждый — мастер своего дела. Будь то композитор-парфюмер, создающий ароматные композиции, или же мастерица, которая раз в 45 минут берет в руки новый флакон духов и нежно, почти ласково осмотрев его, приступает к колдовству — превращению Золушки в принцессу. Ведь «гардероб» для флакона зачастую и определяет «породу» и класс духов.