Говоря об ароматах, мы часто слышим описания неких пирамид — структур, по которым строится композиция. «К&З» узнал у парфюмерного эксперта Оксаны Зайцевой все о пирамидах и других интересных конструкциях в парфюмерии.
Парфюмерная композиция подобна сложенному вееру: в собранном виде в первые минуты он привлекает нас своей таинственностью, затем восхищает постепенно проявляющимися узорами и наконец поражает искусной работой мастера. Так же и аромат —раскрывается постепенно, в заключение очаровывая бесспорной красотой структуры.
Духи — это композиция из душистых веществ природного и синтетического происхождения, каждое из которых уникально и самодостаточно. Задача парфюмера — сложить аромат так, чтобы подчеркнуть особенности ингредиентов и создать непревзойденную по обонятельному впечатлению композицию. Словами описать аромат довольно сложно, особенно людям, далеким от парфюмерии, поэтому о главных направлениях композиции нужно рассказывать в доступной и наглядной форме. Так получилось, что ей стала пирамида.
Ароматы, появившиеся на свет в начале ХХ века, в том числе легендарные L’Heure Bleue (1912) и Shalimar (1925) от Guerlain, вообще не были построены по принципу пирамиды. Их структуры были намного ближе к ароматам XIX века — природным, слегка оттененным кумарином или ванилином. Они так естественно играли различными полутонами натуральных масел, что это позволяло им держать «архитектурный» каркас аромата и не менять его звучание со временем.
Виды парфюмерных композиций
- Классическая пирамида ароматов
Одним из первых, кто стал использовать понятие «пирамида аромата», был Жан Карль — невероятно талантливый парфюмер, который на пике своей карьеры потерял обоняние, но все равно создал Miss Dior (1947). Именно классическая пирамида аромата характерна для этого произведения и вообще для духов 1930–1970-х годов: L’ Air du Temps от Nina Ricci (1948), Ma Griff от Carven (1946) , Bal a Versailles (1962) от парфюмера Жана Депре. Классическая пирамида строится по нотам, как музыкальное произведение: верхние ноты, ноты «сердца» и шлейфа. Чаще всего она трехэтажная, но бывает и четырехэтажной, как у профессора парфюмерии Роже Дава.
Верхние ноты, состоящие главным образом из цитрусовых, легких цветочных масел, призваны разбудить наши обонятельные рецепторы. Они длятся в своем звучании 10–15 минут. Их повышенная летучесть (скорость испарения с кожи человека) позволяет подготовить нас к восприятию того, ради чего работал парфюмер, — «сердца» аромата. «Сердечные» ноты переходят, как правило, в бархатное и чувственное тепло шлейфовых нот, которые начинают свое волшебное действие через час-полтора после нанесения, «округляют» парфюм, делая его еще интереснее. В качестве закрепителей аромата на коже чаще всего используют вытяжки из смол, корней растений, а также душистые вещества животного происхождения или их синтетические заменители. Они определяют длительность, объем и тембр парфюмерного произведения. Конечно, вы никогда не почувствуете выраженного перехода от одной ступени звучания к другой. Они меняются мелодично, последовательно переливаясь, развивая сюжет от начала и до конца. Поэтому для понимания такого аромата, его красоты, нужно от трех до шести часов.
- Перевернутая пирамида ароматов
Перевернуть все устои с ног на голову — всегда смелая идея, которая нашла воплощение и в парфюмерном мире. Создать аромат с перевернутой пирамидой — задача непростая, ведь нужно подчеркнуть главные компоненты с самого начала, но оставить переходы нот по ступеням. Ароматы с такой композицией могут звучать удивительно: с самого начала вы будете слышать шлейфовые ноты, и только после 20–30 минут сквозь пудровую завесу или ориентальный густой дух начинают «прорастать» цветочные букеты.
Удачно воплотилась композиция перевернутой пирамиды в Insolence от Guerlain (2006). Некоторые также причисляют к этому виду ароматов и Pour Femme Dolce&Gabbana (2012), который с первых нот заставляет вас утонуть в ванильном небе, где маленькие облака из жасмина и апельсинового цвета соперничают с легким бризом из нероли, малины и мандарина.
Еще более ярким представителем этого типа ольфакторной пирамиды можно назвать аромат турецкой нишевой марки Nishane — Afrika Olifant (2015), «Африканский слон». Провокационный, с первых минут он ударяет горячей волной анималики, особенно цибетина. До вступления мирры и лабданума нужно дожить, в том числе и окружающим — не все могут понять этот парфюм и его обладателя. Зато через полчаса начинает звучать обволакивающий бархатный баритон.
- Другие структуры парфюмерной композиции
Мир композиций в парфюмерии не ограничен только пирамидами. Существуют и другие структуры, например линейная, которая присуща ароматам, почти не меняющим свое звучание на коже обладателя. Самым яркий пример — творения нашей бывшей соотечественницы Софии Гройсман — Trésor (1990) для Lancôme и White Linen (1978) для Estée Lauder. Сюда же можно отнести Dune от Dior (1991) — с первого вздоха в нем чувствуется ровность дыхания теплой амбры с умеренным цитрусовым звучанием, которое сопровождает ее почти до конца. К представителям линейной структуры также относятся моноароматы — например, бренда Demeter Fragrance, а также серии Collection Extraordinaire от Van Cleef & Arpels.
Невероятное звучание получают ароматы со спиральной ольфакторной структурой. Как спиральная структура галактик, вовлекающая вас в круговорот звезд и метеоритов, они дарят волну чувств, которая закручивается вокруг вашего запястья. Если хотите ощутить, что такое настоящие качели эмоций, послушайте ароматы парфюмерного дома L`Artisan Parfumeur из серии Onde Sensuelle (2014). В них то горячий взлет, то резкое падение влечения с ледяной свежестью можжевеловых ягод и кардамона.
В парфюмерном искусстве разбег в новаторстве ограничен только талантом парфюмера и его фантазией, поэтому поиски нового никогда не заканчиваются. Появляются другие структуры — например, лучевая, а также панорамные ароматы вроде Тonka Impériale (2010) Guerlain и произведений Жан Клод Эллена для Hermes.
Новая реальность в описании композиции аромата
Если парфюмерный мир так богат на разные композиции и структуры, то почему при описании аромата мы чаще всего ограничиваемся одной строкой? Зачастую сегодня даже в пресс-релизах при представлении нового парфюма ингредиенты просто перечисляют, не распределяя на верхние, «сердечные» и «шлейфовые» ноты. За этим стоит тенденция к минимализму и упрощению. В мире с таким бешеным темпом жизни ждать полного раскрытия аромата по пять-шесть часов у людей нет ни времени, ни желания. Им нужен мгновенный результат, чтобы сразу решить, пок парфюм или нет. Эта тенденция к минимализму уже привела к созданию ароматов из одного, двух компонентов, а то и из одной молекулы, как Not a Perfume от Juliette Has A Gun. Ничего плохого в этом нет. Как сказала одна из известных парфюмерных критиков, описывая эту ситуацию: «В некоторые дни можно испытывать острое желание перечитать «Войну и мир», а для других лучше подойдут рассказы Джумпы Лахири на нескольких страницах». Другое дело — когда трендом на минимализм пользуются маркетологи. Некоторые компании вообще не указывают состав нового парфюмерного произведения, оставляя аромат без комментариев. Так у возможных потребителей не возникнет навязанных производителем ассоциаций, и он скорее решится на покупку. Другой ход — выдумать концепцию, которая вызовет ажиотаж. Например, популярная идея о сверхсексуальном влечении к обладателю аромата. Можно с уверенностью сказать, что в мире маркетинга пирамидам больше нет места. Их можно назвать устаревшими конструкциями, как постройки Египта или острова Явы, они стали частью истории.