Есть вещи, к которым мы привыкаем и, используя, даже не задумываемся об их значении и влиянии на нашу жизнь. Вот и блоттеры – полосочки бумаги, которые мы с легкостью достаем из специальных стаканчиков в магазинах парфюмерии. И не задумываемся – почему и зачем возникла эта традиция.
Блоттер в дословном переводе с английского blotter – это промокашка. Ныне на английском языке чаще всего используют словосочетание smelling strips, scent strips, tapers, blotters, а по-французски – mouillettes (хлебные палочки).
Кто-то помнит еще из детства промокашки – листки тонкой пористой мягкой бумаги, которые лежали в школьных тетрадках. Ее использовали для промокания пятен от чернил ручки, которые сильно «мазались», если нечаянно проводил по только что написанному тексту. А еще ранее – промокашкой снимали с пера излишки чернил. И слово возникло от словосочетания «промокательная бумага», то есть сделанная из непроклееной бумаги и поэтому – гигроскопичной. Что только не делали советские школьники с этой промокашкой: классные самолетики из-за легкости бумаги, шпаргалки, почти реалистичные новогодние снежинки. А записочки? На них можно было написать убористо и много…
Но это этюд из прошлого. Не знаю, кому пришла гениальная мысль о том, что пористая структура бумаги хорошо впитывает аромат, но именно после этого на свет появились блоттеры. В их задачу входило первичное ознакомление с парфюмом покупателя, а для парфюмеров – рабочий инструмент для отслушивания полученных версий ароматов (раннее использовались небольшие платки из легкой натуральной ткани, что было неэкономично и дорого).
Сегодня блоттеры определенной длины в лабораториях используются в большом количестве. Считается, что наиболее удачная длина блоттера – 10 см и более. Чаще всего делаются полосочки 13-15 см и шириной – 0,5-1 см. У Эдмона Рудницки, гениального парфюмера второй половины 20 века, были свои предпочтения – его блоттеры были 18 см длиной и 1 см – шириной. Кроме того, блоттеры парфюмеров имеют заостренный конец, что помогает минимизировать расход ароматических эссенций, а также позволяет использовать посуду с узким горлышком, через которое ароматные молекулы испаряются намного медленнее.
В парфюмерных же бутиках, отделах торговых центров и т.п. блоттеры являются важным и нужным элементов продвижения парфюмерной продукции. Они позволяют на первых порах, когда вы еще в магазине, удобно сравнить разные ароматы во время выбора. Кроме того, название парфюмерных произведений сегодня настолько сложно запомнить, что их написание на блоттере с нанесенным парфюмом часто выручает покупателей. Ведь в итоге захочется если не купить позже аромат, но точно вернуться к нему еще раз – для дальнейшего понимания и дослушивания его парфюмерной истории.
Поэтому бумага должна быть пористой, не глянцевой (иначе капли распыленного во время дегустации аромата просто скатятся к вам в руки), и вы не сможете проследить все этапы раскрытия парфюма. Если вы забираете с собой блоттер, его необходимо положить в полиэтиленовый пакет, можно с застежкой. Или в иную герметичную тару (ни в коем случае не кладите в одно место несколько штук – исходящие от них ароматы смешаются, и вы уже не получите чистоты звучания). Как-то услышала рекомендацию, что если на блоттере уже не слышно аромата (конечно, если это было не дней 10 назад), можно его прогладить утюгом и тогда аромат воспрянет. Ничего не могу сказать об этом, пока не экспериментировала. Хотя по аналогии с бельем такое можно допустить, если вашему блоттеру с нанесенным ароматом не более 2 дней. Попробуем?
Какие блоттеры используются сегодня
Сегодня в качестве блоттеров в самих магазинах парфюмерная промышленность предлагает использовать каменные, стеклянные, деревянные и фарфоровые блоттеры. Главное – чтобы материал не вступал в реакцию с компонентами самого парфюма или спирта в принципе, а значит, не искажал аромат. Одними из первых такие блоттеры сделали в Chanel – трубочки, сделанные из пористого фарфора. Их в течение нескольких недель замачивают в ароматических композициях, затем размещая в специальных нишах в самих бутиках: палочки еще долго хранят аромат и делятся им с дегустирующими духи. Красивые конверты с вкладываемыми туда брендированными платочками с нанесенным ароматом делает покупки в Jo Malone особенно приятными. А фарфоровые маленькие палочки от Chanel, используемые для дегустации именно духов, упаковываются в отдельные маленькие коробочки: вложив в них смоченные в духах палочки , вы сможете «в целости и сохранности» донести аромат до своего дома и там уже, в тиши, дослушать его историю.
Тонкости слушания аромата на блоттере
Но нужно помнить: если вы выбираете аромат только на основе блоттера – это не совсем, вернее – совсем, не верно! Блоттер вас только познакомит с парфюмерным произведением. Но не даст той игры, раскрытия, как если бы это происходило на вашей коже! Кто-то сравнил блоттер с фотографией – вы еще не знаете человека, но, увидев его фотографию, сможете в принципе понять, может вас этот человек привлечь или нет. А вот встреча уже с реальным человеком, возможность побеседовать с ним, услышать не только его голос, но и его аромат – дает возможность принять или не принять этого человека в свой круг общения. Так и ароматы, особенно многослойные, должны «пожить» на вашей коже, чтобы вы окончательно приняли решение о появлении его в своей жизни.
В любом случае, блоттер – это возможность пережить первые впечатления об аромате, которые потом могут перерасти в роман. Не используйте и не слушайте блоттеры, на которых кто-то до вас наносил аромат. Это также позволит вам избежать ненужных покупок.