Мы привыкли негативно относиться к химии, будь это консервант в дневном креме или усилитель вкуса в свежем йогурте. Поэтому неудивительно, что и синтетические компоненты в ароматах вызывают у нас недоверие. Парфюмерный эксперт Оксана Зайцева объясняет, почему «синтетика» в парфюмерии — добро, а не зло.
Парфюмерный скандал
Вторая половина XIX века — время, когда открытия в области физики, математики, механики привели к созданию первых подводных лодок, механических пианино, кассовых аппаратов, а в области химии — к новым технологиям в нефтяной промышленности. Успехи в этой отрасли позволили парфюмерам получить в свою палитру то, что полностью перевернуло их искусство. В 1868 году был синтезирован кумарин — бесцветный, растворимый в спирте кристалл с запахом свежескошенного сена, который дал начало использованию синтетических компонентов. Благодаря кумарину дом Houbigan в это время создал знаменитые Fougere Royale. Вскоре мир потряс еще один «синтетический» шедевр — великие и стойкие Jicky от Guerlain на основе синтезированного ванилина, кумарина и гелиотропина (кристалла с запахом ванили и корицы). Это был шок для тех, кто привык к нежному звучанию духов. Несмотря на то что этот эксперимент Эмме Герлен оказался удачным, парфюмеры относились к «синтетике» с опаской и все равно предпочитали натуральные эфирные масла. Одни обвиняли синтезированные ноты в грубости, другие честно признавались, что пока не готовы к работе с ними из-за страха новизны. Развернулась дискуссия о том, что они якобы делают парфюмерные композиции более стандартными и менее выразительными. Но именно с момента создания первых искусственных компонентов парфюмерия перестает быть просто искусством, она переходит в рамки науки и научных исследований. По словам Зола Эндж, сотрудника парфюмерного хранилища Osmothèque во Франции, вплоть до 1950–1960-х годов парфюмерные формулы состояли на 80 % из натуральных компонентов и на 20 % — из искусственных. Сейчас ситуация поменялась с точностью до наоборот.Новые возможности современной парфюмерии
Почему вообще появилась необходимость в получении синтетических душистых веществ? Парфюмеры всего мира хотели бы иметь в своих коллекциях эфирные масла пиона, фрезии, ландыша, сирени. Но эти растения не отдают своего драгоценного масла. Ни один из существующих способов извлечения ароматических веществ из натурального сырья — анфлераж, перегонка с водяным паром, прямой отжим (например, из кожуры цитрусовых), экстракция растворителями — не позволяет получить субстанцию, полноценно передающую аромат этих растений. Например, выход экстракции эфирного масла ландыша ничтожно мал — всего 0,06 %, но даже полученная субстанция по запаху далека от оригинала — при извлечении пахучего вещества происходит трансформация аромата. Только синтетика позволяет создать духи с запахом этого и многих других цветов, а также фруктов и даже овощей. Например, ревень точно так же сопротивляется экстрагированию, как ландыш, но парфюмеры все равно используют его в своих творениях — во многом благодаря «синтетике». Вот так парфюмер Hermès Кристин Нажель описала ревень, которому был посвящен аромат Eau de Rhubarbe Ecarlate: «Основой моего ревеня стал аромат цветов лантана. Он похож на запах маракуйи, который перекликается с ревенем. Цветы лантана легко поддаются экстрагированию. Его натуральные аромамолекулы я обрамила синтетическими нотами».Синтетические душистые вещества также позволяют создавать ноты, которых в природном сырье не существует вовсе, — зелени, большинства фруктов (кроме цитрусовых), а также акватические и соленые, особенно популярных сегодня у парфюмеров. Например, иногда в описании аромата вы можете увидеть ноты шампанского, водки, рома. Конечно, в природе их не существует, но есть натуральные ингредиенты, которые помогают их воссоздать. В данном случае — коньячный жмых.
Почему важны синтетические компоненты
Причина 1. Защита природы
Синтетические ноты также призваны заменить те натуральные ингредиенты, добыча которых запрещена или ограничена международными организациями. Например, компоненты животного происхождения — мускус и амбра. В 1891 году французским ученым Альбертом Бауром была синтезирована новая группа душистых веществ с запахом мускуса, так называемых нитромускусов. Они быстро вошли в производство и вскоре полностью заменили натуральные.Причина 2. Возможность экспериментов
Еще одна причина, почему так важны синтетические ноты, — возможность экспериментов с ними. «Синтетика» часто дает неожиданные результаты, особенно в необычном количестве. Существует легенда, что именно из-за передозировки Эрнестом Бо альдегида с запахом занесенного с мороза чистого белья мы получили мировой шедевр — духи Chanel №5. Не менее интересна легенда создания другого ароамата – Poison от Christian Dior. Он отличается высоким содержанием дамасконов — веществ, которые являются компонентом эфирного масла розы, — и обладают сладким фруктовым, цветочно-винным запахом сухофруктов, с выраженными оттенками смородины, меда и табака. По слухам, в составе аромата экстремальное количество дамасконов оказалось по вине ассистента парфюмера Флешье, Натали. Парфюмер компании Givaudan Жан Гишар признался, что она отправила президенту Parfums Christian Dior Морис Роже не тот образец. Но каково было изумление работников Givaudan, когда они, не знающие, как объяснить ошибку в поставке, получили прекрасный отзыв Роже: «Это фантастика!». Выяснилось, что ассистентка ввела в формулу разрабатываемых духов раствор дамаскона не в концентрации всего 1 % (99% спирта и 1 % душистого вещества), а чистый 100%-ный!Причина 3. Синтетические компоненты стабильны
Синтетические компоненты обладают одним существенным преимуществом перед натуральными — растворы искусственных душистых веществ всегда одинаковы по составу, чего нельзя сказать о вытяжках из цветочных помад, конкретов и т. д. Синтетические же ингредиенты чистые, без примесей, более стабильно ведут себя при производстве, не вступают в ненужные реакции с другими компонентами парфюма, что позволяет контролировать качество производимых композиций. А это очень важно при выпуске одного и того же наименования духов на протяжении нескольких лет и даже десятилетий.Причина 4. Синтетические компоненты выгодны
Кроме того, синтетические ингредиенты более выгодны производителям. Один килограмм эфирного масла розы стоит порядка 5000–10 000 евро, а грасской розы Сентифолия — до 30 000. Синтетический аналог обойдется производителям в районе 10–15 евро за килограмм! Хотя есть и синтетические компоненты, которые по цене своей превосходят природные аналоги.Однако как бы ни было развито сегодня производство, до сих пор ученые не нашли верного способа воссоздать запахи эфирных масел пачули, ветивера, кедра и мн. др. И вряд ли когда-нибудь будет возможно (и нужно) полностью заменить натуральные душистые вещества искусственными. Но без них парфюмерия и ее любители очень многое бы потеряли.
1. Аромат Vertine, FriedModin; 2. Аромат Black Phantom, Kilian; 3. Аромат Rhubarbe Ecarlate, Hermès; 4. Аромат Poison, Christian Dior; 5. Аромат Tentation, Eisenberg Paris; 6. Аромат Escentric 04, Escentric Molecules; 7. Аромат Qom Chilom, Stéphane Humbert Lucas 777.