Натуральным можно назвать почти любое косметическое средство‚ а понятия «органическое» достойны далеко не многие. В чем разница и что лучше‚ «К&З» узнал у экспертов.
Наши эксперты:
Галина Горбунова, врач-дерматокосметолог, эксперт марки AusganicaМарина Верещетина, косметолог, специалист по натуральной и органической косметике, эксперт и тренинг-менеджер марки Weleda
Елена Андрусик, ведущий эксперт марки DECLÉOR
Александр Стукалин, директор по технологиям компании Natura Siberica
Стандарты качества
В США, Канаде, Австралии и странах Европы существуют свои системы органической сертификации с теми или иными требованиями. «Их объединяет главное: чтобы косметическая линия могла называться органической, нужно провести исследования, которые подтвердят, что почва, семена, растительное сырье, технологии выращивания и переработки соответствуют экологическим стандартам организации и безопасны для человека и природы, — рассказывает Галина Горбунова. — В самой косметике не должно быть генно-модифицированных компонентов, канцерогенов, искусственных консервантов, химических эмульгаторов и других агрессивных элементов». Елена Андрусик добавляет, что каждое новое средство обязательно подвергается еще и тройной экспертизе:- научная и клиническая позволяют гарантировать полную переносимость кожей и определить эффективность продукта;
- косметическая предоставляет возможность оптимизировать текстуру и аромат средства.
«Не менее важен имидж и опыт бренда, – напоминает Марина Верещетина. – Пионеры органик-рынка выпускали свою продукцию задолго до появления контролирующих органов».
Наиболее уважаемые в мире сертифицирующие организации — BDIH в Германии, ECOCERT во Франции, ICEA в Италии, общеевропейская NaTrue. В 2017 году эта тройка объединится в организацию COSMOS. Американская USDA следит преимущественно за продуктами питания, а также за косметическими средствами.
«Получение сертификатов — сложный и долгий путь. Комиссия приезжает на производство и все тщательно проверяет, в дальнейшем совершая инспекции раз в год», — делится опытом Александр Стукалин. Для сертификации марка обязана привести в соответствие с нормами ингредиенты, производство, даже зоны для хранения и подсобные помещения, расписать подробно процессы, вплоть до транспортировки. «Случается, что после очередной проверки сертификат отзывают, — продолжает Александр. — Его повторное получение возможно лишь спустя несколько лет». Что касается нашей страны, то до сих пор, несмотря на повышенный интерес общественности к теме органики, в России фактически нет никакого органа, выполняющего функцию контроля. Однако российские марки могут получить «метку» международного стандарта. При желании, конечно. Но далеко не всегда получают. Как и некоторые европейские марки. Почему — вопрос спорный. На практике случается, что фактически органическое средство формально таким не считается из-за отсутствия сертификата.
Градация косметических средств
Марина Верещетина рассказала нам, что европейская организация NaTrue, где сертифицирована марка Weleda, предлагает следующую градацию косметических средств.
Натуральная косметика
Натуральная косметика с органическими ингредиентами
75 % растительных ингредиентов в составе продукта должны быть выращены в сертифицированных хозяйствах, местах естественного сбора или биодинамическим способом в натуральных хозяйствах.
Органическая косметика
95 % и более растительных ингредиентов добываются в сертифицированных местах естественного сбора, контролируемых натуральных хозяйствах или выращены биодинамическим способом.
И хотя кажется, что все четко и ясно, есть важный нюанс. Не у всех сертифицирующих органов единые требования и такая же градация средств, как у NaTrue. Кроме того, никаких четких критериев для определения конкретно натуральной косметики не существует. И в составе средства зачастую спокойно уживаются экстракт крапивы и, например, вазелин.
«Возникновение систем органической сертификации было спровоцировано полным хаосом, который до сих пор царит в мире натуральной косметики. Впрочем, принято считать, что органическое средство прошло проверку на чистоту и безопасность, а вот в каком объеме — вопрос уже к конкретной сертификационной системе», — убеждена Галина Горбунова. В то же время натуральная косметика не значит плохая. Как и органическая — однозначно хорошая. Каждой проблеме и типу кожи — свое решение.
Ой, аллергия!
Среди противников органической косметики бытует мнение, что она вызывает аллергию. «Аллергическая реакция спровоцирована не средством, а каким-то компонентом, — развенчивает стереотип Марина Верещетина. — Это ваша личная непереносимость, о которой вы должны давно знать». Да и реакция бывает разная. Иногда незначительное пощипывание или покраснение может служить доказательством эффективности средства. «Высокое процентное содержание активных ингредиентов позволяет сразу улучшить кровообращение в коже, вследствие чего и появляется краснота или покалывание. Реальную аллергию — появление зуда, отека, высыпаний в комплексе — пропустить сложно», — считает Г. Горбунова. Вывод: внимательно читайте состав на этикетке и тестируйте любую косметику на небольшом участке кожи перед первым применением.
Как отличить органическую косметику
Отыскать среди множества баночек органическую несложно. В первую очередь проверьте наличие знака-логотипа сертификационной системы — ACO, OFC, Ecocert, BDIH, NaTrue, USDA, Soil Association. На официальных сайтах всех организаций в случае сомнения можно найти данные о выдаче сертификата конкретному производителю. Теперь смотрим состав. Процентное соотношение органических ингредиентов производители указывают редко, поэтому читайте список. Компоненты перечислены в порядке убывания их массовой доли в средстве. Присутствие сульфатов — они маркируются значком SLS — говорит о том, что перед вами не органическая косметика.