Большую часть времени люди проводят на работе, поэтому каждому важно находиться в здоровой деловой атмосфере. Но что если хорошими отношения с коллегами и руководством назвать нельзя?
Таня Василькова, эксперт по коммуникациям, психолог, автор комиксов и «Навигатор для родителей» и «Как прожить в браке без брака»
К сожалению, практически в любом коллективе находятся те, кто будет пытаться нас использовать. Это можно назвать абьюзом на рабочем месте. Давайте разберемся, что нужно знать про подобные отношения, а также выясним, почему мы позволяем себя эксплуатировать.
О том, почему мы сами разрешаем себя «абьюзить»
Начнем с того, что абьюз в рабочем пространстве является довольно распространенным явлением. Что мы вкладываем в данный термин? Об абьюзе говорят те, кто ощущают, как их границы нарушают другие люди, в данном случае, коллеги или начальник. При этом такие личности испытывают сильную обиду из-за того, что их используют. На первый взгляд, все кажется простым и очевидным, однако здесь нужно помнить две очень важные вещи.
Во-первых, никого нельзя абьюзить без разрешения. Как показывает практика, многие люди не понимают этого, поэтому поддаются давлению со стороны, предоставляя окружающим все необходимые инструменты.
Во-вторых, бывает и так, что вы соглашаетесь на абьюз с целью получить определенную выгоду для себя. Например, рассчитываете на благодарность, премию или приобретение статуса незаменимого кадра. В итоге, совершив какой-либо бескорыстный поступок и не получив нужной отдачи, вы сами «назначаете» себя жертвой абьюза.
В этом сложно признаться самому себе, но иногда мы добровольно терпим неправильное отношение к себе только ради того, чтобы выглядеть значимым и незаменимым человеком.
Как избежать ощущения того, что нас использовали
Говорите о своих ожиданиях сразу.
Помните, что абьюз всегда предполагает две стороны, поэтому если вы не хотите стать пострадавшим и чувствовать себя использованным, озвучивайте собственные ожидания и забудьте про фразу «просто неудобно было» и возьмите на вооружение «нет, я не могу это сделать для вас».
Зачастую абьюз на работе – это про то, что люди либо не умеют выстраивать свои границы, либо намеренно дают использовать себя, чтобы добиться определенной выгоды.
Если же мы не получаем того, чего хотим, приходит мысль, что нас эксплуатируют. Чтобы избежать подобной ситуации, учитесь говорить об условиях, на которых готовы выполнить конкретные задачи, и тогда такое понятие, как абьюз на работе, вообще перестанет существовать.
О важности слова «нет»
Если вы уверены в том, что поддаетесь на чужие манипуляции и просьбы на добровольной основе и без всякой для себя выгоды, вероятно, речь идет о неумении говорить «нет». Обычно корни проблемы в данном случае уходят в детство, за что стоит сказать «спасибо» слишком авторитарным мамам и папам, которые запрещали своему ребенку в чем-то их ослушаться.
В результате такие люди вырастают с мыслью, что должны «слушаться» окружающих людей, чтобы их не наказывали. Здесь можно говорить о том, что подчиненный сотрудник на бессознательном уровне видит в начальнике родителей (отца или мать). Боясь штрафных санкций, мы выполняем сверх своей работы без всякого повышения заработной платы или премий и в итоге испытываем ощущение сильного морального давления на себя.
Что можно сделать в подобной ситуации? Предложить начальнику поговорить о соответствующих условиях в случае, если вам навязывают дополнительный объем. Необязательно конфликтовать и повышать тон. Вам будет достаточно сказать «давайте обсудим условия, при которых я берусь за выполнение этого проекта». Почему это нужно делать? Если все время молчать и не отказывать, руководство и коллеги могут решить, что вам это нравится, и продолжать использовать такого безотказного человека как бесплатную рабочую силу.
Про абьюз на работе часто говорят люди со слабым характером, которые не умеют выстраивать правильные коммуникации или говорить «нет».
Самое печальное, что зачастую, сменив компанию, вы рискуете столкнуться с аналогичной ситуаций и на новом месте, поскольку велика вероятность прибегнуть к старой модели поведения и опять повесить на себя ненужные и неоплачиваемые обязанности.
Чтобы избежать повторения наболевшего паттерна, важно определить для себя, зачем мы терпим и молчим, и исходя из собственных ответов выстраивать пути решения проблемы: продолжать жаловаться на коллектив, ничего не меняя, или взять ситуацию в руки и научиться договариваться с окружающими людьми так, как это удобно лично вам.