Подпишись на нас в соц. сетях!


Имитировать его речь и уметь расшевелить: как помочь ребенку с аутизмом развивать навыки общения



аутизм12.jpg

Детям с данным расстройством свойственны замкнутость и необщительность, справиться с которыми они смогут только при помощи взрослых профессионалов.

Аутизм — расстройство нервной системы, возникающее в результате нарушения развития головного мозга. Его главными симптомами являются трудности во взаимодействии и общении с окружающими, ограниченные интересы и повторяющиеся действия. Все они чаще всего проявляются у ребенка в возрасте до трех лет, когда его задержка в развитии и нежелание идти на контакт становятся очевидны.

После постановки диагноза медики назначают терапию, главная цель которой — развить коммуникативные навыки ребенка, помочь ему адаптироваться и приобрести большую самостоятельность. Несмотря на то, что в процессе лечения задействованы различные специалисты, основная часть обязанностей ложится на плечи родителей. О том, как они способны помочь, рассказывает американский психолог Кара Гудвин.
  1. Больше говорить. Совсем необязательно выделять отдельное время на разговоры и пытаться вытянуть из ребенка хотя бы слово. Вместо этого рекомендуется включать общение в ежедневную рутину, например, петь песни во время купания или рассказывать сказку перед сном.
  2. Комментировать. В течение дня родителю необходимо описывать действия, которые совершает он или ребенок, а также рассказывать о вещах, окружающих их дома или на прогулке. Только не стоит настаивать на том, чтобы малыш быстро переключил свое внимание, вместо этого лучше прокомментировать то, что его заинтересовало.

аутизм7.jpg

  1. Заводить диалог. Реплики ребенка, даже если они бессвязны или не предполагают ответа, должны находить отклик у родителя. Реагировать стоит даже на жесты и простые звуки. Не стоит ждать, что он научится разговаривать или начнет произносить длинные предложения, если в ответ на свои фразы малыш слышит только тишину.
  2. Подражать. Психолог рекомендует имитировать речь малыша с аутизмом и повторять его реплики, даже если они лишены смысла. Это побудит его больше общаться и развивать свои навыки. Затем стоит попробовать расширить его лексикон, исправляя ошибки и проговаривая правильные варианты.
  1. Дать больше возможностей для общения. Чаще всего родители так хорошо знают своих детей, что многое решают за них, не спрашивая их мнения и не дожидаясь, пока те попросят о помощи. Однако это отнимает у ребенка с аутизмом возможность практиковать коммуникативные навыки. Именно поэтому стоит немного подождать прежде, чем накрывать завтрак или усаживать его на качели во время прогулки.
  2. Взаимодействовать лицом к лицу. Чтобы ребенку было комфортнее, необходимо общаться с ним на уровне его глаз, в таком же положении давать любимые сладости или передавать игрушку. Главное, не переусердствовать и не вызвать у ребенка стресс, загораживая ему обзор.

аутизм11.jpg

  1. Учиться через игру. Именно с ее помощью все дети усваивают новые навыки, учатся взаимодействовать с окружающими и контролировать эмоции. Родителям ребенка с аутизмом психолог рекомендует разыгрывать ситуации, в которых потенциально может оказаться малыш.
  2. Учитывать интересы. Аутизм может мешать детям усваивать некоторые важные навыки, поэтому взрослому важно создать атмосферу, в которой им будет интересно узнавать новое. Важно учесть уже имеющиеся у ребенка интересы и в игровой форме выстроить вокруг них процесс обучения.
  3. Знать, что заставляет ребенка улыбаться. В стрессовой ситуации малыш может замкнуться в себе и отказываться идти на контакт. В этом случае важно знать, как его расшевелить, не вызвав еще большее напряжение. Это может быть объятие, пение, щекотание, укачивание на коленях или игра в догонялки.

дзен.jpg




«Гормональный взрыв. Тяжелее меня на 10 кило»: Светлана Зейналова не справляется с дочерью с аутизмом
«Не хочу вылечивать себя от аутизма!»: как девушка приняла свой диагноз и научилась извлекать из него пользу для себя и других
Только без нервов: как родителю помочь ребенку с диагнозом СДВГ
Поделиться:
Автор:
Фото: Pexels.com/CC0
23.05.2023
Наши рассылки

Когда бить тревогу: 69% родителей подростков считают, что социальные сети усложняют воспитание детей


MyCollages (25).jpg

Тема отцов и детей всегда была актуальна в обществе, еще писатели прошлых веков рассуждали об этом. Но что делать, если в многолетний спор вмешались социальные сети?

Все мы помним свое детство, когда родители отправляли нас на улицу играть с друзьями, мы бегали, катались на велосипедах, прыгали, лазили, били коленки и не хотели возвращаться домой даже на обед, иначе нас могли не отпустить обратно. Также многие могут ностальгировать о семейных ужинах, когда все сидели за столом и вели разговоры, которые не прерывались никакими звонками или уведомлениями.

Конечно, в прогрессе нет ничего плохого, он дает больше возможностей для улучшения жизни. Главное — быть гибким и научиться справляться с изменениями. Это же касается и воспитания современных детей, которые рождаются в мире современных технологий.

Влияние технологий на психическое здоровье подростков

Социальные сети стали неотъемлемой частью жизни подростков, что трудно отрицать. В отчете исследовательского центра PEW за 2024 год указано, что около 69% родителей считают, что технологии усложняют воспитание детей.

А 41% родителей обвиняют социальные сети в проблемах с самооценкой и психическим здоровьем. И с этим трудно не согласиться, использование социальных сетей связано с депрессией, тревогой и физическими недугами. А подростки не осознают всех этих рисков.

Другие аспекты социальных сетей, влияющие для психического здоровья подростков: кибербуллинг; проблемы с представлением идеальной жизни или внешнего вида; FOMO — страх упустить что-то, о котором мы писали ранее; сексуальные домогательства; шантаж и т. д.

Однако психическое здоровье стало более важным вопросом, о котором все чаще стали беспокоиться родители. Они больше стараются вникнуть в проблемы и эмоции ребенка, чтобы вырастить его здоровым и полноценным членом общества.

Влияние технологий на учебу подростков

Взрослые иногда ожидают от подростков слишком многого: получать хорошие оценки, заниматься внеклассными мероприятиями, вести активную социальную жизнь в «правильной» компании, не доставлять неприятности, помогать по дому и быть всегда в приподнятом настроении, ведь «вот пойдешь работать, тогда о проблемах и думать будет некогда».

Школа продолжает оставаться для некоторых подростков испытанием. Все больше родителей отмечают, что дети чаще отказываются посещать учебные заведения или выполнять домашние задания.

Постоянное использование социальных сетей создает непосильное давление дома, в школе и в цифровой жизни в том числе. Это приводит к недостатку концентрации внимания и, следовательно, к низкой успеваемости.
MyCollages (26).jpg
4 родительские ошибки, которые разрушают самооценку ребенка

Баланс отцов и детей в мире социальных сетей

Социальные сети действительно представляют собой обширный ресурс, наполненный полезной информацией, советами и мастер-классами на любой вкус. Они открывают доступ к множеству знаний и умений, которые могут полезно обогатить жизнь подростка, поэтому полное ограничение его доступа к таким ресурсам может быть нецелесообразным. Вместо этого, более разумным подходом будет максимальное использование положительных аспектов, которые они могут предложить, при этом минимизируя негативное влияние.

Важно помнить, что подростки находятся в стадии активного формирования своих личных убеждений и ценностей. Социальные сети могут служить как источником вдохновения и мотивации, так и средой, где легко столкнуться с дезинформацией, кибербуллингом или нереалистичными ожиданиями. В этом контексте роль родителей, их активное участие в жизни ребенка и открытость к диалогу становятся жизненно важными.

Когда родители внимательны к тому, что интересует их детей, какие сообщества они посещают и какие темы обсуждают со сверстниками, это создает возможность для конструктивного диалога. Обсуждение увиденного в соцсетях может помочь подростку критически оценивать информацию, а также развивать навыки медиаграмотности. Таким образом, родители могут не просто «огородить» ребенка от негативного влияния, но и направить его внимание на те ресурсы, которые могут быть полезны и интересны.
Кроме того, важно воспитывать правильные ценности через собственный пример. Когда в семье существует атмосфера доверия и поддержки, подросток чувствует себя более уверенно и открыт к обсуждению своих переживаний и проблем. Это позволяет родителям оперативно реагировать на возможные негативные влияния из внешней среды и оказывать необходимую поддержку.
Поддержка семейной атмосферы, в которой ценятся открытость, уважение и понимание, может значительно снизить вероятность того, что подросток станет подвержен негативным влияниям социальных сетей. Когда ребенок чувствует, что он может обратиться к родителям за помощью или советом, он значительно менее склонен искать одобрения или решения своих вопросов в сомнительных источниках.

3 способа стать ближе к ребенку

Подросткам нужны границы. Важно уважать личное пространство своего ребенка и не лишать его права на секреты своим неустанным контролем. Тем не менее, важно научить ребенка управлять его экранным временем и ограничить нахождение в социальных сетях. Если он проводит там очень много времени, отвлеките его от смартфона, придумав интересное совместное занятие. Помните, что родители должны подавать пример.

Смешайте старое с новым. Вспомните что-нибудь из своего или вашего ребенка детства. Старайтесь чаще проводить семейные обеды или готовьте новое блюдо на воскресный ужин, устраивайте совместные прогулки на велосипедах. Познакомьте ребенка с радостями своей юности, переживите заново приятные воспоминания.

Станьте волонтером или займитесь общественной работой. Нет лучшего способа отключиться от сети, чем делать добрые дела для общества. Можно пойти в дом престарелых и научить пожилых людей пользоваться технологиями. Так вы воспитаете в ребенке правильные ценности о добре, помощи и приучите к труду, от которой он получит положительные эмоции. Об этом подробнее мы рассуждали в предыдущем материале.

Социальные сети представляют собой как риски, так и возможности. Полное изолирование подростка от их влияния не является эффективным решением. Вместо этого, активное участие родителей в жизни ребенка, воспитание правильных ценностей и создание поддерживающей атмосферы в семье помогут не только минимизировать негативные воздействия, но и использовать ресурсы социальных сетей в положительном ключе.
дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Яна Анцупова
Фото: Fotodom/Shutterstock
02.10.2024

Проблемы с социализацией ребенка: как взрослый может помочь исправить ситуацию


MyCollages - 2024-09-12T134511.674.jpg


Для некоторых детей социализация является непростым процессом, который сопровождается страхами, тревогами, застенчивостью. Почему возникает такая проблема и что родители могут сделать в этой ситуации рассказывает эксперт.


Бушуева.png


Юлия Бушуева, эксперт в области воспитания детей, руководитель образовательного проекта от команды Максима Батырева Batyrev.Camp.


Если вы заметили, что вашему ребенку сложно найти общий язык со сверстниками или он совсем ни с кем не общается, стоит обратить на это внимание и помочь ему социализироваться. Почему ребенку сложно социализироваться в обществе.

Начнем с того, что социализация — процесс, который позволяет ребенку коммуницировать с другими людьми. Результатом такой коммуникации будет то, что он усвоит определенные нормы поведения, которые будут характерны для его окружения. И эти нормы могут отличаться от тех, что приняты в обществе. В основном проблемы социализации возникают из-за нескольких причин.

Нехватка общения

Когда ребенок не имеет возможности взаимодействовать с окружающими, особенно со взрослыми, это может серьезно повлиять на его способность общаться. Если взрослые не уделяют достаточно времени или не проявляют желание общаться с ребенком, это может привести к тому, что он перенесет такой опыт на отношения с ровесниками, что еще больше усилит чувство одиночества.
Иногда такая ситуация может быть связана с особенностями личности. Некоторые дети по своей натуре более замкнуты или застенчивы, и в таких случаях требуется более интенсивная работа над их социализацией, чтобы помочь им развить навыки общения.

Ссоры в семье

Когда родители ссорятся друг с другом, проходят через развод или другие семейные трудности, это оказывает негативное влияние на ребенка. В этой ситуации вполне могут возникнуть проблемы с социализацией.

MyCollages - 2024-09-12T134002.449.jpg

Как развод родителей влияет на будущее детей и их характер: спросили у психолога

Неумение правильно строить диалог

Дети не всегда понимают, как правильно вести диалог с другими людьми. Они могут не здороваться и не проявлять вежливость. Так, на одной из недавних программ мы обучали 15-летнего подростка здороваться. Обычно он опускал глаза и тихо произносил «Привет». Мы объяснили, что необходимо смотреть в глаза собеседнику, а затем громко и четко обращаться к нему по имени.

Недостаток общения

Излишние ограничения или, напротив, чрезмерная свобода, предоставленная ребенку, могут стать причиной возникновения проблем в общении. Помимо этого, физические или психологические расстройства, влияние школьной среды, а также чрезмерное увлечение современными технологиями могут также способствовать возникновению сложностей в процессе социализации.

Как родители могут помочь ребенку с социализацией

Чтобы ребенок справился с трудностями социализации, важна активная помощь взрослых в этом вопросе. Нужно говорить с ребенком, затрагивать тему его чувств и эмоций, учить правильно доносить свои мысли и желания. Родители должны поддерживать его в общении с другими людьми, неважно, взрослые это или дети. Стоит наблюдать за ребенком со стороны, смотреть на его реакции и поведение во время игр.
Участвуя в групповых занятиях, например, в клубах по интересам, творческих или спортивных секциях, ребенок может развить навыки коммуникации. В дружеской среде вместе со сверстниками сделать это проще, особенно если родители окажут должную поддержку. Важно хвалить ребенка, чтобы закрепить его успех. Создайте в семье доверительную атмосферу, чтобы ребенку не было страшно говорить о своих переживаниях и чувствах.

Если родителю сложно справиться с задачей социализации ребенка самостоятельно, стоит обратиться за поддержкой к специалисту, будь то психолог, педагог или наставник, который поможет направить развитие социальных навыков в нужное русло. Для этого есть онлайн-школы, предлагающие программы, специально разработанные для развития коммуникативных навыков.

дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Редакция
Фото: Fotodom/Shutterstock
12.09.2024

Брат против сестры: как помочь детям, если они постоянно ссорятся


MyCollages (29).jpg

Конфликты между братьями и сестрами — это естественная часть семейной жизни. Однако частые ссоры могут стать источником стресса не только для детей, но и для родителей.

Исследования показывают, что агрессия между братьями и сестрами достаточно распространена. Родители могут найти множество ресурсов для воспитания детей, включая книги, социальные сети, подкасты и курсы. Многие из них подкреплены исследованиями и доступны онлайн или через семейные центры. Однако агрессия между братьями и сестрами редко обсуждается в литературе для родителей и образовательных курсах. Большинство книг и программ фокусируются на отношениях между родителями и детьми и позитивной дисциплине, игнорируя отношения между домочадцами. Программы, направленные на братьев и сестер, часто фокусируются на соперничестве, а не на агрессии.

Агрессия между детьми в семье часто воспринимается как нормальное и безобидное соперничество. Общественное мнение склонно преуменьшать негативные аспекты отношений между братьями и сестрами, фокусируясь на положительных. Тем не менее агрессия между детьми может иметь серьезные последствия и требует внимания.
MyCollages (30).jpg
Без ссор и торга: как уменьшить время, которое ребенок проводит перед экраном гаджетов

Влияние родителей на отношения между братьями и сестрами

Воспитание играет ключевую роль в формировании отношений между братьями и сестрами. Личностные и возрастные различия также влияют на качество атмосферы внутри семьи. Родители должны обучать детей навыкам общения и являются примером для подражания. Поэтому неэффективные родительские реакции могут усугубить агрессию между детьми.

Примеры неэффективных родительских реакций

Невмешательство: игнорирование конфликтов или совет детям самостоятельно решать их, что неэффективно для маленьких детей, которые не обладают навыками разрешения спорных ситуаций. Примечание: метод контролируемого «невмешательства» может работать только с подростками.

Управление реакциями: вмешательство в пользу одного ребенка (чаще всего младшего) или наказание за ссоры не способствуют развитию социальных навыков и может вызвать обиды. Проявляйте к детям равную эмпатию.

Допущение физической агрессии: поощрение или оправдание физической борьбы как способа разрешения конфликтов.


Родители должны фокусироваться на ребенке и использовать коучинг или посредничество. Важно научить детей видеть точки зрения других и сообщать о своих эмоциях. Родители должны помогать детям находить решения конфликтов вместе.

Комментируйте ситуацию, разговаривайте с детьми и обсуждайте и разбирайте конфликт — научите детей слушать друг друга.

Обязательно установите правила, запрещающие насилие и оскорбления. Позитивная атмосфера в семье создается благодаря обучению детей навыкам разрешения конфликтов и управления эмоциями.


Управление конфликтами между детьми — это непростая задача, но она абсолютно выполнима. Братья и сестры могут стать не только соперниками, но и лучшими друзьями, если родители вовремя научат их понимать друг друга.
дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Яна Анцупова
Фото: Fotodom/Shutterstock
12.09.2024

Друг или авторитет: кем лучше быть для своего ребенка


MyCollages - 2024-09-06T145702.049.jpg

Авторитет и друг — это очень схожие и близкие понятия. Авторитет может быть другом, а друг может быть авторитетом. При этом авторитет — это не деспот, либо тиран, это некий эталон и образец для подражания, на которого ребенок хочет быть похожим. Какую же роль выбрать для себя в отношениях с ребенком?

Бушуева.png

Юлия Бушуева, эксперт в области воспитания детей, руководитель образовательного проекта от команды Максима Батырева Batyrev.Camp.

Зачем ребенку нужен авторитет

Авторитет для ребенка — это основа его стабильности и уверенности в мире. Это не просто сильная личность, которая выражает свое мнение. Это тот, кто показывает твердость и последовательность в своих действиях. Когда дети пытаются испытать границы, авторитетные родители дают понять, что есть четкие правила и нормы, которые нужно соблюдать.

Имея перед собой пример авторитетной фигуры, ребенок ориентируется в окружающем мире. Он понимает, в какое время нужно вставать, как должно выглядеть правильное питание и какие есть нормы поведения в обществе. Это создает стабильную и безопасную среду, где ребенок может развиваться. Ребенку важно знать, как окружающие люди относятся к его родителям, кем работают его мать и отец. В глазах ребенка мама и папа — самые умные, сильные и добрые.

Как стать авторитетом для ребенка

Авторитет не дается автоматически; его нужно завоевывать и быть последовательными. Такие родители устанавливают границы, но при этом не подавляют волю ребенка, а помогают ему осознавать свои поступки и учиться на ошибках.

1. Будьте уверены при разговоре с ребенком

Во время занятий или совместной деятельности с ребенком старайтесь говорить четко и уверенно. Избегайте излишне ласковых интонаций и несерьезных фраз. Ребенок должен понять, что текущее занятие важно, поэтому ему нужно слушать и воспринимать информацию всерьез.
Вместо указаний и приказов рассказывайте ребенку о своем опыте и предпочтениях. Например, «Я люблю читать, потому что это помогает мне переживать разные приключения». Затем спросите, что нравится ему. Такой подход создает связь и делает вас другом, а не просто наставником.

2. Подавайте пример и придерживайтесь установленных правил

Ребенок во многом копирует своих родителей, и если в семье чтение книг, занятия спортом и другие полезные активности — норма, то и у него будет развиваться интерес к этому.
Ребенку важно, чтобы в семье существовали четкие правила, которые соблюдают все домочадцы. Например, если ему нельзя совершать какие-либо действия, то и родители должны придерживаться этого правила. Единство в правилах усиливает их значимость и помогает поддерживать авторитет.
MyCollages - 2024-09-06T151809.368.jpg

3 вопроса, которые нужно обсудить с бабушками и дедушками прежде, чем отправлять к ним детей

3. Уважайте желания друг друга

Совместные занятия должны быть интересны и взрослым, и детям. Обсудите с ребенком планы на выходные, предложите несколько вариантов. Важно, чтобы учитывались желания всех членов семьи, что формирует баланс между интересами родителей и детей.
Не нужно полностью растворяться в жизни ребенка. Позволяйте ему развиваться самостоятельно, переживать свой опыт и принимать решения. Постоянное внимание и контроль могут утомить ребенка и снизить его стремление к самостоятельности.

4. Выполняйте обещания

Нарушение обещаний может подорвать доверие ребенка к вам. Поэтому, если вы что-то пообещали, важно это выполнить. Такие действия укрепляют авторитет и создают атмосферу надежности в отношениях.

Как стать другом для ребенка

Дружба с ребенком — это не просто приятельские отношения, а возможность построить глубокое и доверительное общение. Родители часто совершают ошибку, пытаясь давить своим авторитетом, что приводит к дистанции. Для построения дружбы важно видеть в ребенке личность, независимо от его возраста.
Настоящая дружба с ребенком требует честности, умения признавать ошибки и искренне просить прощения. Никогда не унижайте ребенка, особенно при других, и не пытайтесь заставить его делать то, что ему не близко. Проявляйте интерес к его увлечениям, уважайте его мнение и проводите с ним качественное время. Только через такие отношения можно сохранить доверие и укрепить эмоциональную связь с ребенком.
Чтобы родителю стать другом для ребенка, важно больше хвалить и меньше критиковать, не унижать его достоинства и не осуждать его мысли, фразы или чувства. В противном случае родитель не сможет быть ни другом, ни авторитетом. Тогда ребенок найдет эти качества в ком-то другом, возможно, на улице. Авторитет и дружба — тесно связанные роли, и важно уметь балансировать между ними. Родителю нужно быть примером и в то же время поддерживать, помогать, давать советы или даже молчать, когда это необходимо.

дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Редакция
Фото: Fotodom/Shutterstock
07.09.2024

Если ребенок не хочет идти в школу: 6 причин и советы для родителей


MyCollages - 2024-08-30T171816.391.jpg


Если ребенок говорит, что не хочет идти в школу, необходимо разобраться в причинах. Одно дело, если ему просто надоедает одно и то же действие, но могут быть и более серьезные причины. 

Лень или отсутствие мотивации

Бывают семьи, где родители образованные, начитанные люди, прививают ребенку понятие, что образование необходимо. Но, несмотря на это, их чадо может неделями не посещать школу, мастерски шифруясь, пока правда не вскроется на одном из родительских собраний. Или посещают школу, но собираются медленно, с неохотой, постоянно задают вопрос: «Ну зачем я туда иду?», при любой возможности прогуливают некоторые предметы.
«Что делать?» — главный вопрос родителей, столкнувшихся с этой бедой. Скорей всего, у ребенка отсутствует мотивация. В XXI, когда в свободном доступе масса информации, мнение родителей уже не считается единственно верным. Поэтому на мотивацию ребенка могут оказывать влияние различные факторы.
Фактор №1. Не понимает, зачем получать образование. Возможно, ребенок не видел перед собой наглядного предмета, как образование помогло в жизни добиться успеха, а потому не верит в необходимость трудиться ради «корочки». Это особенно актуально в современном мире, где блогеры школьного возраста зарабатывают свои первые деньги. Однако мало кто задумывается, что будет, если аккаунт заблокируют.
Фактор №2. Ребенку не нравится учебный процесс. Преподаватели ставят оценки предвзято, дают минимум информации, школьные порядки доведены до абсурда, ученик считает, что некоторые предметы ему в жизни не пригодятся.
Фактор №3. Патологическая лень и апатия, связанная не столько с психологией, сколько с физиологией. Тогда помочь определить причину поможет врач. Обычно это заметно: ребенок не проявляет интерес ни к чему, у него нет хобби, он безынициативен не только в школе, но и дома, много спит, плохо себя чувствует хронически.

Чтобы сформировать правильную мотивацию, нужно отталкиваться от причины. Если ребенок не понимает, зачем нужно образование, если родителям оно никак не пригодилось, то стоит найти оптимальный ответ, который бы удовлетворил вашего ребенка. Ответы вроде: «так надо», «трудиться нужно через силу» точно не помогут. У вашего чада сформируется неверный посыл, что работа и вообще взрослая жизнь не приносит удовлетворения.

Но при этом не стоит ударяться в радужные рассказы о том, что работа должна быть любимым делом, если вы на собственном примере демонстрируете обратное. Важно найти баланс, объяснив, что образование увеличивает шанс получить хорошую работу, так почему бы им не воспользоваться, чтобы потом не жалеть о том, что нельзя переиграть свое прошлое? Также образование расширяет кругозор, способность мыслить, осваивать смежные профессии. Причем, школа не всегда дает ребенку все необходимые знания, или оценка может не соответствовать действительности. Поэтому не стоит равняться только на одобрение учителя, а важно иметь хобби, увлечения, желание самостоятельно изучать интересующие дисциплины, проходить курсы для изучения языков онлайн и тому подобное. Задача родителей — поспособствовать получить необходимые знания даже в условиях, если школа не дает то, что ученику требуется.

Боится «двоек», не понимает предмет

Зачастую «двоек» боятся не дети, а родители. Именно мы доносим до ребенка посыл, что с плохой оценкой он сразу становится неполноценным, его отругают или накажут. Иногда ребенок испытывает такой колоссальный стресс из-за неодобрения родителей, что боится идти домой. Нам кажется это странным, но ведь ежегодно из-за проваленного ЕГЭ происходят случаи суицида. 

Постарайтесь меньше акцентировать внимание на оценках и больше на знаниях, которые откладываются в голове ребенка. Конечно, нельзя впадать в крайности, и если нужно пересдать «двойку» для перехода в другой класс или получения аттестата, то необходимо приложить все усилия и помочь ребенку справиться. Но ваша задача — растолковать маленькому человеку, что отметки — понятие субъективное, так как их обычно ставят живые люди.

Если же у вашего ребенка полное непонимание какого-то предмета, то причина может быть в том, что он пропустил несколько уроков из-за болезни. Тогда важно помочь ему наверстать упущенное. Вторая причина — учитель плохо объясняет предмет или слишком торопится, равняясь на лучших учеников (тех, кто схватывает на лету). И, наконец, иногда стоит признаться самому себе, что для физики или черчения ваш ребенок просто не создан, это не его направление.

MyCollages - 2024-08-30T170846.338.jpg

Хроническая усталость

Отсутствие мотивации может быть и от хронического переутомления. Хорошо, если усталость физическая — пару дней полежал, и все хорошо. А если перегрузка эмоциональная или интеллектуальная? Например, ребенок устал от количества информации, которое на него вываливают, или от шума и общения с парой десятков одноклассников и десятка учителей. Бывает и такое, что ради своего честолюбия родители отдают чадо в школу с углубленным изучением каких-либо дисциплин и сложной программой, но не каждый ученик способен ее освоить. И совсем не потому, что он глуп, просто у всех разная скорость восприятия и запоминания информации, разные мыслительные процессы.

Если продолжать требовать от ребенка то, что он не тянет, он начнет размышлять в русле: «Я неудачник, я не оправдал ожиданий родителей, я глупый» — заниженная самооценка обеспечена. И однажды наступает момент, что информация перестает усваиваться, пропадает интерес к учебе. И выходные тут не спасут. Если самим не удается разобраться в этих сложностях, то обратитесь к психологу. Постарайтесь снизить нагрузку и давление на ребенка.

По каким признакам можно легко распознать переутомление у школьника?
  • ребенок капризный, раздражительный;
  • нарушен сон;
  • пропал аппетит;
  • ребенок часто болеет;
  • ребенок рассеянный, не может ни на чем сосредоточиться.

Конфликт с учителем

Иногда ребенок вдруг наотрез отказывается идти в школу, причем, у него появляются соматические симптомы: тошнота, рвота, боли в животе. Но как только ребенку позволяют не идти в школу, то все моментально проходит. Если ребенок нормально ходил в школу, а потом резко перехотел, то, очевидно, он испытывает страх там появиться. Возможно, произошел какой-то конфликт. Причем, он может побояться сказать об этом родителям по ряду причин:

  • считает, что взрослые его проблему сочтут пустяковой;
  • думает, что конфликт произошел по его вине, и родители будут его ругать;
  • не знает, как сказать из-за отсутствия доверительных отношений в семье;
  • воспитан таким образом, что все проблемы нужно решать самостоятельно.

Если ребенок маленький (первый, второй классы), то равнодушие учителя может воспринять как проявление того, что его недолюбливают. А если на его вопрос учитель не ответит, то ребенок затаит обиду. Дети постарше, в принципе, уже в состоянии распознать, когда преподаватель к ним придирается и не объективен.

Если вы подозреваете учителя в неадекватном отношении к вашему ребенку (занижает оценки, оскорбляет и тому подобное), начните с разговора с классным руководителем. Постарайтесь сразу не проявлять агрессию, а спокойным голосом сказать, что ваш Петя уважает своего классного руководителя, и вы верите ей, как профессионалу, что она сможет решить конфликт, не прибегая к травмирующим психику ребенка способам.
Порой родители просто сами боятся или не умеют отстаивать позицию своего ребенка, и на слова директора о том, что ученик сам спровоцировал учителя, сразу тушуются и соглашаются.

В зависимости от поведения учителя, родители могут выбрать разную тактику. Иногда одного разговора достаточно, чтобы заручиться поддержкой и пониманием преподавателя. Иногда проще объяснить ребенку, что у учителя свои особенности характера (например, громко кричит), и на это нужно просто не обращать внимание. А бывает такое, что приходится переводить свое чадо в другой класс.

MyCollages - 2024-08-30T170103.251.jpg

Конфликт с учениками

Дети порой бывают очень жестоки. В отдельно взятом коллективе (классе) может сложиться нездоровый микроклимат, и ваш ребенок может оказаться объектом травли по любой причине: материальное положение, одежда, оценки, речь, характер, сложности в семье и многое другое. Его могут как игнорировать и подавлять морально, так и применять физическое воздействие.

Как понять, что Ваш ребенок стал объектом травли в школе?

  • на теле стали появляться травмы (синяки, ссадины);
  • подавленное состояние школьника;
  • отказ посещать коллективные мероприятия, где есть одноклассники;
  • вашего ребенка не приглашают на дни рождения и другие праздники;
  • вам кажется, что у вашего ребенка нет друзей;
  • пропадают или подвергаются порче вещи;
  • на вопросы об одноклассниках ваш ребенок не отвечает, уклоняется от темы, замыкается.

Первым делом, нужно понять причину: дело в вашем ребенке или нет. Иногда дети переживают из-за вхождения в новый коллектив и начинают неосознанно вести себя более агрессивно, как бы предвосхищая нападки, сами могут невзначай оскорбить одноклассника. Но бывает и такое, что ваш ребенок не делал ничего плохого, однако по каким-то причинам оказался жертвой неадекватного отношения со стороны ровесников.

Постарайтесь не ввязываться в конфликт с родителями обидчика, пока не соберете максимум информации и доказательств. Обязательно поговорите с учителями и классным руководителем. Они могут не обратить внимание на конфликт учеников, пока вы на этом не сакцентируете внимание. Если преподавательский состав пойдет вам навстречу, то они могут посодействовать в решение конфликта или помочь перевести ребенка в другой класс.
Научите ребенка самостоятельно решать конфликт там, где это возможно, чтобы он не терял самостоятельности. Но старайтесь «держать руку на пульсе», так как ситуация может зайти слишком далеко и оказаться вне сил и компетенции ученика. Сам ребенок может быть не в состоянии оценить масштаб бедствия, поэтому важно быть в курсе ситуации. У взрослого больше опыта и рычагов давления.

Личная трагедия

Если ваш ребенок только недавно перешел из детского сада в школу, то он мог объективно еще не привыкнуть к новому образу жизни и распорядку дня. Адаптация происходит в стандартной ситуации 2-3 месяца, но иногда затягивается до года. Порой оказывается, что ребенок для школы не созрел психологически, и его слишком рано отдали в первый класс.

Перед тем, как обращаться за помощью к психологу, поговорите с ребенком о школе, выясните у него, что ему нравится, что нет, постарайтесь найти позитивные моменты в том, что он пошел в школу.

У подростка же совсем другие проблемы: у них может происходить гормональный скачок, ломается голос, появляются прыщи, зашкаливают эмоции. Они в принципе с трудом справляются со своим телом и чувствами.  Иногда ответ «не хочу в школу» оказывается протестом против воли родителей. Важно найти в близком кругу человека (учитель, любимая тетя, старший брат), кто остается для вашего ребенка авторитетом, и через него передавать ваши пожелания, посылы и предосторожности.

Также могут накладываться и другие причины: ребенок оконфузился (например, проходил весь день с расстегнутой ширинкой), влюбился и оказался отвергнут, у ребенка стресс из-за развода родителей, он попал в плохую компанию.

Если у вашего сына или дочери неразделенная любовь, то постарайтесь чаще успокаивать его, объяснять, что редко у кого первые чувства перерастают в брак и что-то серьезное, и это можно пережить. И лучший способ доказать это человеку, который тебя отверг, — оставаться счастливым несмотря ни на что. Чуткий родитель знает, как найти подход к ребенку и утешить его.

Не бойтесь обращаться к психологу, главное — найти хорошего специалиста и не заставлять ребенка идти к нему силой. Также человек, у которого есть хобби, увлечения, в которых он хорош, легче переносит стресс, ему есть, чем заполнить пустоту. Так что обязательно поддержите увлечение ребенка, не высмеивайте его. Вы не можете знать наверняка, какое умение пригодится ребенку в будущем — программирование или пение. Относитесь к желаниям и интересам своих детей с уважением.

дзен.jpg

Поделиться:
Автор: Анастасия Кошелкина
03.09.2024
 

Актуальные статьи

Соблазнять и шокировать: почему многие звезды предпочитают минимум одежды
Многие современные светские дивы склонны все больше показывать свое тело и все меньше прикрывать его одеждой. Почему так происходит, когда другие стесняются это делать, расскажет психолог-сексолог. .
вчера
Крем по сезону: 5 важных составляющих осеннего ухода за кожей
Споры о том, существует ли сезонный уход, не утихают. Однако в нашей полосе нельзя не учитывать изменяющиеся погодные условия, которые способны заметно влиять на кожу.
вчера
7 уютных книг для дождливых вечеров: откройте для себя новые миры под шум капель
За окном ненастье, ветер гонит по асфальту опавшие листья, а капли дождя стучат по стеклу. В такие моменты особенно приятно погрузиться в историю героев, забыть на время о непогоде и дать волю воображению.
вчера
11 нюансов, которые следует учесть во время приготовления домашнего печенья
Домашнее печенье — это не только вкусное лакомство, но и символ уюта и домашнего тепла. Однако, чтобы каждый раз баловать себя и своих близких вкусненьким, стоит учитывать несколько важных аспектов.
вчера
Как уберечь отношения от измен и стоит ли проверять мужчин на верность
Неуверенность в себе и зависимость заставляет некоторых женщин быть весьма любопытными: заглядывать своему избраннику в телефон, проверять соцсети... Почему в отношениях появляется шпионаж и есть ли в нем смысл?

11 октября 2024
Показать еще