«Делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать о том, как там, в школе, не надо!» — настраивает родителей психолог Михаил Лабковский. Полезна ли такая установка или в ней нужно что-то изменить?
Юлия Василькина, психолог
Юлия Верклова, журналист, колумнист
Начало осени для школьников еще практически продолжение каникул — встреча с друзьями, воспоминания о лете и минимальная загруженность на уроках. У родителей все иначе, они в стрессе: успеет ли чадо освоить такой объем новой информации, сможет ли учиться на отлично или съедет на тройки. Тревоги, перемешанные с нервными срывами, отвлекают от главного — взросления ребенка. За излишним беспокойством этот интересный этап в жизни детей многие родители пролистывают, сами того не замечая. Зато постоянно бьют в колокола, наставляя школьника: «Пора взрослеть, быть самостоятельнее. Мы в твоем возрасте в школу ходили без провожатых и обед разогревали без помощи мамы, а ты уроки сам сделать не можешь». Но виноват ли в этом сам ребенок?
Начните с себя
Во многих случаях взрослые сами провоцируют ребенка на инертность, а потом обвиняют его в этом. «Посмотрите сначала на себя, я бы так посоветовала, — говорит Юлия Василькина. — Самостоятельность ребенка зависит прежде всего от психотипа, характера и взрослых, которые рядом. Ведь как обычно бывает — родители с рождения окружают свое чадо гиперопекой, делают за него то, что он способен выполнить без их помощи. Он может сам залезть на горку, но его обязательно будут придерживать, он способен есть сам — его будут кормить, он может снять башмаки — с него будут снимать. Если ребенок живет так с малого возраста, к школе у него уже накоплен опыт того, что за него все сделают. Проявить самостоятельность ребенку также мешает недоверие со стороны взрослых (я лучше знаю как; следуй тому, что я говорю и т. п.), а еще страхи за детские ошибки. Когда ребенок пытается себя проявить и сделать что-то самостоятельно, взрослые успешно эту инициативу перебивают, дают советы, настаивают на том, чтобы он делал так, как они это видят и считают правильным, вплоть до того, как рисовать ему дерево или кошку». А было бы гораздо полезнее для школьника, если мама и папа научатся спокойно воспринимать его неудачи, перестанут высказывать свои тревоги за будущее, а построят дружеские отношения. Взаимопопонимание, доверие, легкость в общении, юмор дают куда больше пользы, чем постоянные назидания, упреки и жесткий контроль. Проверено временем и родителями всех поколений школьников.Опять двойка?
Вот еще одна болезненная тема для родителей. Иногда даже кажется (а может, это так и есть), что оценки больше тревожат мам и пап, а не детей. Дети, особенно в начальных классах, стремятся получать отлично только из боязни принести домой двойку и в школу ходят за оценками, не за знаниями. Но ребенок взрослеет, и отношение к оценкам у него меняется. В конце концов он понимает, что бал за знания — это просто некий символ, договоренность между людьми, причем не всегда справедливый. Вполне может случиться так, что гнаться за пятерками ему больше не интересно. И это тоже не повод для переживания родителей. Посредственная оценка не означает, что ваш ребенок не способный к наукам. Можно привести пример миллионов знаменитых и успешных людей, которые в школе были серенькими троечниками. Вот они в один голос скажут: «Оценка не показатель уровня знаний и талантов».«Оценка может говорить об отношении учителя к ученику, и ни для кого не секрет, что у учителей есть любимчики и изгои, в одинаковой ситуации один получит три, другой — четыре, — говорит Юлия Василькина. — Всегда этот параметр надо учитывать. Сейчас много тестовых работ, где личностный фактор снижен до предела, но и там учителя умудряются быть необъективными. К примеру, сокращают время на тест на 15 минут. Я бы рекомендовала относиться к оценкам спокойно. Если это два — понять почему. Может, не спланировал время, пропустил материал или ребенку нужна помощь. Не стоит требовать от школьника сплошных пятерок. Современная тенденция образования — правильно расставить приоритеты и не тратить силы на то, что является неважным. Скажем, оформление доклада по истории может быть интересно и доставит удовольствие будущему дизайнеру или издателю. Но так ли оно будет интересно будущему физику? Вряд ли! Будущий физик может позволить себе получить за эту работу четверку, а силы и время потратить на то, что ему больше нравится. А упреки: «Ты можешь на пять, у тебя хорошие мозги», — не позволяют расставить приоритеты».
Личный опыт
«Я никогда не требовала от своих детей учиться только на отлично, — говорит Юлия Верклова. — Я пытаюсь объяснять им, что оценкой оценивают не их и даже не их знания в целом, а всего лишь степень усвоения конкретной темы. Не получил пять — постарайся понять, в чем провал, и залатать его (оценку при этом исправлять не обязательно). К тому же известно, что учителя часто снижают оценки за поведение, за почерк или просто чтобы причинить ребенку боль…»
Вместе за уроки
Стоит ли сидеть над ребенком и контролировать каждую букву или пустить процесс на самотек, чтобы развивать ответственность и самоконтроль? А может быть, все-таки делать уроки с ним вместе, тем самым дать понять ребенку, что он всегда к вам может обратиться за помощью и советом. Если вы не можете помочь ему по физике или химии, ну и не надо. Важно, что вы рядом, что вы поддерживаете и верите в него.«А вообще, не надо обобщать. С кем-то не надо делать уроки, а кому-то нужна помощь родителей и в старших классах, — считает Юлия Василькина. — Больше скажу. Школьная программа построена так, чтобы в подготовке учебных заданий участвовали и родители, и дети. Далеко ходить не надо: возьмите учебник окружающего мира за первый класс и посмотрите, сколько заданий дается родителям. Участие постоянное. С первого класса ребенку задают подготовить презентацию, доклад, проект, несмотря на то, что сам он еще ничего такого делать не умеет. И учителя точно понимают, что это задание для всей семьи. Участвовать или нет в этом — решение родителей. Те, кому не хочется снова возвращаться в школу, настаивают на самостоятельном выполнении всех заданий. Родители, интересующиеся школьной жизнью своего ребенка, окажут всю необходимую помощь, поделятся собственными идеями.
И будут вместе радоваться, если получат высокий балл за работу».
Личный опыт
«Я не делаю домашнее задание со своими детьми, — призналась Юлия Верклова. — Но не могу осуждать тех, кто делает: дети разные, родители разные, для кого-то уроки — вообще единственный повод для общения. Старшему я сказала: «Школа — это специальное время в жизни, чтобы перепробовать все и выбрать свое. Если что, приходи советоваться. Ко второму классу он выбрал биологию, выиграл городской научный конкурс и дальше уже шел по этому пути без остановок, занимаясь исследовательской деятельностью и меняя школы по мере роста (школы искал сам в Интернете, экзамены сдавал легко). Сейчас учится в биоклассе лучшей школы страны. При этом он продолжает пробовать все — от исторической реконструкции до кулинарии. Будь он моим единственным сыном, я бы считала себя гением педагогики. Но у меня еще есть младший. Ему я тоже так сказала, но он ничего не хочет пробовать и большую часть жизни проводит в компьютерных играх. Там же заводит друзей, там же учит английский… Я в этом плохо разбираюсь и не могу быть ему ни советчиком, ни помощником. Это его мир, и я не пытаюсь его оттуда доставать: геймерство не угрожает жизни и не противоречит закону. Я его прошу только не запускать русский и математику, потому что их сдавать на ЕГЭ, а репетиторы моим бюджетом не предусмотрены. К счастью, когда он чувствует, что все-таки запустил, обращается ко мне».
А теперь обнимашки
Обсуждать ли с ребенком прошедший школьный день? Этот вопрос в отличие от двух предыдущих у родителей вообще не стоял, пока в Сети не появились советы известных психологов. За ответом предлагаю обратиться к теории привязанностей и поразмышлять о роли родителей. Каждому ребенку важно, чтобы рядом был человек, который бы верил в него, радовался достижениям, которому не страшно рассказать самое сокровенное. «Непоправимый вред отношениям наносит категоричность, — уверена Юлия Василькина. — Почему не говорить о школе, почему обходить эту сторону молчанием? Взрослые обсуждают свои интересы, работу, ищут поддержку друг у друга. Конечно, нужно говорить о том, что связано со школой: как проходят уроки, как объясняет учительница, как общается с детьми, что его устраивает, что нравится, а что бы он хотел изменить. Это все заставляет ребенка думать, размышлять и находить стратегии выхода из сложных ситуаций. Очень человеческие отношения. На мой взгляд, главная цель родителей школьников — воспитать человека, который нашел бы в жизни свой интерес и этот интерес смог бы практиковать. Не просто лучше учиться по математике и не очень стараться по биологии, а выбрать математику или узкую ее специализацию и развивать ее вне школы. Набирать информацию с разных сайтов, обдумывать, анализировать ее, сопоставлять и выдвигать свои идеи — это хороший путь. Если школа научит учиться, а родители поддержат тенденцию, это усилит результат. И тогда к 11-му классу ваш ребенок подойдет с точным пониманием своих желаний — кем стать и чем заниматься. Сомнения, а вдруг он ошибется в выборе, тоже неактуальны. Сегодня все значимые открытия существуют на стыке наук — всегда можно найти себе место под солнцем. И еще важно, чтобы родители были на стороне ребенка. Если вас вызывают в школу и начинают жаловаться на сына или дочь, ваша задача не дать ребенку потерять свое лицо. Не кричите на него, не ругайтесь, демонстрируя, какой вы ответственный родитель и что осознали всю тяжесть проблемы. Это унижает маленького человека и ставит его в позицию: двое взрослых против него одного. Если проступок значим, держите позицию: мы разберемся дома и вернемся к обсуждению случая позже. А дома откровенно поговорите, не обвиняйте, действуйте по ситуации. Даже если не согласны с поступком ребенка, старайтесь, чтобы он не пострадал психологически, пусть даже и понеся какую-то ответственность. Только так можно строить отношения, иначе легко теряется доверие, которое нарабатывается сложно».Личный опыт
«Наши беседы с сыновьями могут не касаться школы вовсе: со старшим обсуждаем генетические мутации, а с младшим какой-нибудь дурацкий ролик в «Ютьюбе», — говорит Юлия Верклова. — Но можем и об оценках говорить, и об одноклассниках, и об учителях — смотря что сегодня актуально. Я совсем недавно стала работать дома, это расширило темы разговоров. Когда работала в офисе, то возвращалась домой за пару часов до детского «отбоя». А говорить о школе на ночь — это вредно для нервной системы, лучше уж молча пообниматься».
Самое главное
Если у школьника возникли трудности, родителям важно понимать, что это временное явление, не стоит:• переживать и огорчаться из-за возникших проблем. Ваша задача сейчас помочь и поддержать;
• огорчаться тому, что ребенок один не справляется со школьными заданиями, а вам лично предстоит провести за школьным столом, может быть, не один вечер;
• читать нотации по поводу плохих оценок — как правило, это снижает самооценку, усиливает чувство неуверенности в своих силах;
• обсуждать проблемы ребенка с его друзьями и тем более корить его за то, что «у всех получается, а у него нет».
Рекомендуем
Привить ребенку любовь к здоровому образу жизни, научить налаживать отношения со сверстниками, подсказать, как победить лень и воспитать в себе чувство ответственности. Книги, которые мы рекомендуем, помогут решить эти и другие задачи!Теория невероятностей
Ледерман В., «КомпасГид»Новая книга Виктории Ледерман напоминает, с одной стороны, популярные кинофильмы вроде «Назад в будущее», «Интерстеллар» и подобные, а с другой — советские повести о школьниках, попавших в нетривиальные обстоятельства: «Баранкин, будь человеком!», «В Стране невыученных уроков», «Пропавшая буква» — лишь некоторые из возможных ассоциаций. Действие «Теории невероятностей» происходит в современной России, со всеми узнаваемыми атрибутами 2010-х.
Как ходить в школу с удовольствием
Чеснова И., «АСТ»Семейный психолог Ирина Чеснова в своей новой книге предлагает поговорить с детьми обо всем, что связано со школой: как не бояться неудач, победить лень и воспитать в себе чувство ответственности. Книга развеет страхи и подскажет, как выстроить хорошие отношения с одноклассниками и учителями. Научит прилагать усилия, верить в себя и не сдаваться, когда трудно.
Дневник здоровья. 1 класс
Кривопаленко Е. И., Кучегура Л. А., Рыбченко Е. И. и др., «Просвещение»Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок рос не только образованным и умным, но и здоровым. Для этого важно приучать его с детских лет к правильному образу жизни, прививать хорошие привычки. В этом поможет серия пособий «Дневник здоровья», выпущенная издательством «Просвещение» совместно с Институтом развития образования Омской области для учащихся начальных классов. Пособия научат ребенка следить за собой, помогут приобщить его к активному образу жизни и сформировать здоровые привычки.
Смешные истории про школьную жизнь
Маршак С., Михалков С., Остер Г., Усачев А. и др., «АСТ»В книгу «Смешные истории про школьную жизнь» вошли произведения современных авторов — Г. Остера, А. Лисаченко, А. Усачева — и произведения прошлых веков, XX и даже XIX: К. Чуковского, М. Зощенко, В. Осеевой, В. Драгунского... Школьники всех времен удивительно похожи, в каждой из историй этой книги ребята могут увидеть себя!