Подпишись на нас в соц. сетях!


Как приучить ребенка к самостоятельности: советы от Михаила Лабковского



«Делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать о том, как там, в школе, не надо!» — настраивает родителей психолог Михаил Лабковский. Полезна ли такая установка или в ней нужно что-то изменить?

shutterstock_900.jpg

Юлия Василькина.jpg




Юлия Василькина, психолог 






Юлия Верклова.jpg




Юлия Верклова, журналист, колумнист 






Начало осени для школьников еще практически продолжение каникул — встреча с друзьями, воспоминания о лете и минимальная загруженность на уроках. У родителей все иначе, они в стрессе: успеет ли чадо освоить такой объем новой информации, сможет ли  учиться на отлично или съедет на тройки. Тревоги, перемешанные с нервными срывами, отвлекают от главного — взросления ребенка. За излишним беспокойством этот интересный этап в жизни детей многие родители пролистывают, сами того не замечая. Зато постоянно бьют в колокола, наставляя школьника: «Пора взрослеть, быть самостоятельнее. Мы в твоем возрасте в школу ходили без провожатых и обед разогревали без помощи мамы, а ты уроки сам сделать не можешь». Но виноват ли в этом сам ребенок? 

shutterstock_1082946236.jpg

Начните с себя

Во многих случаях взрослые сами провоцируют ребенка на инертность, а потом обвиняют его в этом. «Посмотрите сначала на себя, я бы так посоветовала, — говорит Юлия Василькина. — Самостоятельность ребенка зависит прежде всего от психотипа, характера и взрослых, которые рядом. Ведь как обычно бывает — родители с рождения окружают свое чадо гиперопекой, делают за него то, что он способен выполнить без их помощи. Он может сам залезть на горку, но его обязательно будут придерживать, он способен есть сам — его будут кормить, он может снять башмаки — с него будут снимать. Если ребенок живет так с малого возраста, к школе у него уже накоплен опыт того, что за него все сделают. Проявить самостоятельность ребенку также мешает недоверие со стороны взрослых (я лучше знаю как; следуй тому, что я говорю и т. п.), а еще страхи за детские ошибки. Когда ребенок пытается себя проявить и сделать что-то самостоятельно, взрослые успешно эту инициативу перебивают, дают советы, настаивают на том, чтобы он делал так, как они это видят и считают правильным, вплоть до того, как рисовать ему дерево или кошку». А было бы гораздо полезнее для школьника, если мама и папа научатся спокойно воспринимать его неудачи, перестанут высказывать свои тревоги за будущее, а построят  дружеские отношения. Взаимопопонимание, доверие, легкость в общении, юмор дают куда больше пользы, чем постоянные назидания, упреки и жесткий контроль. Проверено временем  и родителями всех поколений школьников.

shutterstock_1087906343.jpg  

Опять двойка?

Вот еще одна болезненная тема для родителей. Иногда даже кажется (а может, это так и есть), что оценки больше тревожат мам и пап, а не детей. Дети, особенно в начальных классах, стремятся получать отлично только из боязни принести домой двойку и в школу ходят за оценками, не за знаниями. Но ребенок взрослеет, и отношение к оценкам у него меняется. В конце концов он понимает, что бал за знания — это просто некий символ, договоренность между людьми, причем не всегда справедливый. Вполне может случиться так, что гнаться за пятерками ему больше не интересно. И это тоже не повод для переживания родителей. Посредственная оценка не означает, что ваш ребенок не способный к наукам. Можно привести пример миллионов знаменитых и успешных людей, которые в школе были серенькими троечниками. Вот они в один голос скажут: «Оценка не показатель уровня знаний и талантов». 

«Оценка может говорить об отношении учителя к ученику, и ни для кого не секрет, что у учителей есть любимчики и изгои, в одинаковой ситуации один получит три, другой — четыре, — говорит Юлия Василькина. — Всегда этот параметр надо учитывать. Сейчас много тестовых работ, где личностный фактор снижен до предела, но и там учителя умудряются быть необъективными. К примеру, сокращают время на тест на 15 минут. Я бы рекомендовала относиться к оценкам спокойно. Если это два — понять почему. Может, не спланировал время, пропустил материал или ребенку нужна помощь. Не стоит требовать от школьника сплошных пятерок. Современная тенденция образования — правильно расставить приоритеты и не тратить силы на то, что является неважным. Скажем, оформление доклада по истории может быть интересно и доставит удовольствие будущему дизайнеру или издателю. Но так ли оно будет интересно будущему физику? Вряд ли! Будущий физик может позволить себе получить за эту работу четверку, а силы и время потратить на то, что ему больше нравится. А упреки: «Ты можешь на пять, у тебя хорошие мозги», — не позволяют расставить приоритеты».

Личный опыт 
«Я никогда не требовала от своих детей учиться только на отлично, — говорит Юлия Верклова. — Я пытаюсь объяснять им, что оценкой оценивают не их и даже не их знания в целом, а всего лишь степень усвоения конкретной темы. Не получил пять — постарайся понять, в чем провал, и залатать его (оценку при этом исправлять не обязательно). К тому же известно, что учителя часто снижают оценки за поведение, за почерк или просто чтобы причинить ребенку боль…»

Вместе за уроки

Стоит ли сидеть над ребенком и контролировать каждую букву или пустить процесс на самотек, чтобы развивать ответственность и самоконтроль? А может быть, все-таки делать уроки с ним вместе, тем самым дать понять ребенку, что он всегда к вам может обратиться за помощью и советом. Если вы не можете помочь ему по физике или химии, ну и не надо. Важно, что вы рядом, что вы поддерживаете и верите в него.  

«А вообще, не надо обобщать. С кем-то не надо делать уроки, а кому-то нужна помощь родителей и в старших классах, — считает Юлия Василькина. — Больше скажу. Школьная программа построена так, чтобы в подготовке учебных заданий участвовали и родители, и дети. Далеко ходить не надо: возьмите учебник окружающего мира за первый класс и посмотрите, сколько заданий дается родителям. Участие постоянное. С первого класса ребенку задают подготовить презентацию, доклад, проект, несмотря на то, что сам он еще ничего такого делать не умеет. И учителя точно понимают, что это задание для всей семьи. Участвовать или нет в этом — решение родителей. Те, кому не хочется снова возвращаться в школу, настаивают на самостоятельном выполнении всех заданий. Родители, интересующиеся школьной жизнью своего ребенка, окажут всю необходимую помощь, поделятся собственными идеями.

И будут вместе радоваться, если получат высокий балл за работу».

Личный опыт   
«Я не делаю домашнее задание со своими детьми, — призналась Юлия Верклова. — Но не могу осуждать тех, кто делает: дети разные, родители разные, для кого-то уроки — вообще единственный повод для общения. Старшему я сказала: «Школа — это специальное время в жизни, чтобы перепробовать все и выбрать свое. Если что, приходи советоваться. Ко второму классу он выбрал биологию, выиграл городской научный конкурс и дальше уже шел по этому пути без остановок, занимаясь исследовательской деятельностью и меняя школы по мере роста (школы искал сам в Интернете, экзамены сдавал легко). Сейчас учится в биоклассе лучшей школы страны. При этом он продолжает пробовать все — от исторической реконструкции до кулинарии. Будь он моим единственным сыном, я бы считала себя гением педагогики. Но у меня еще есть младший. Ему я тоже так сказала, но он ничего не хочет пробовать и большую часть жизни проводит в компьютерных играх. Там же заводит друзей, там же учит английский… Я в этом плохо разбираюсь и не могу быть ему ни советчиком, ни помощником. Это его мир, и я не пытаюсь его оттуда доставать: геймерство не угрожает жизни и не противоречит закону. Я его прошу только не запускать русский и математику, потому что их сдавать на ЕГЭ, а репетиторы моим бюджетом не предусмотрены. К счастью, когда он чувствует, что все-таки запустил, обращается ко мне». 

А теперь обнимашки

Обсуждать ли с ребенком прошедший школьный день? Этот вопрос в отличие от двух предыдущих у родителей вообще не стоял, пока в Сети не появились советы известных психологов. За ответом предлагаю обратиться к теории привязанностей и поразмышлять о роли родителей. Каждому ребенку важно, чтобы рядом был человек, который бы верил в него, радовался достижениям, которому не страшно рассказать самое сокровенное. «Непоправимый вред отношениям наносит категоричность, — уверена Юлия Василькина. — Почему не говорить о школе, почему обходить эту сторону молчанием? Взрослые обсуждают свои интересы, работу, ищут поддержку друг у друга. Конечно, нужно говорить о том, что связано со школой: как проходят уроки, как объясняет учительница, как общается с детьми, что его устраивает, что нравится, а что бы он хотел изменить. Это все заставляет ребенка думать, размышлять и находить стратегии выхода из сложных ситуаций. Очень человеческие отношения. На мой взгляд, главная цель родителей школьников — воспитать человека, который нашел бы в жизни свой интерес и этот интерес смог бы практиковать. Не просто лучше учиться по математике и не очень стараться по биологии, а выбрать математику или узкую ее специализацию и развивать ее вне школы. Набирать информацию с разных сайтов, обдумывать, анализировать ее, сопоставлять и выдвигать свои идеи — это хороший путь. Если школа научит учиться, а родители поддержат тенденцию, это усилит результат. И тогда к 11-му классу ваш ребенок подойдет с точным пониманием своих желаний — кем стать и чем заниматься. Сомнения, а вдруг он ошибется в выборе, тоже неактуальны. Сегодня все значимые открытия существуют на стыке наук — всегда можно найти себе место под солнцем. И еще важно, чтобы родители были на стороне ребенка. Если вас вызывают в школу и начинают жаловаться на сына или дочь, ваша задача не дать ребенку потерять свое лицо. Не кричите на него, не ругайтесь, демонстрируя, какой вы ответственный родитель и что осознали всю тяжесть проблемы. Это унижает маленького человека и ставит его в позицию: двое взрослых против него одного. Если проступок значим, держите позицию:  мы разберемся дома и вернемся к обсуждению случая позже. А дома откровенно поговорите, не обвиняйте, действуйте по ситуации. Даже если не согласны с поступком ребенка, старайтесь, чтобы он не пострадал психологически, пусть даже и понеся какую-то ответственность. Только так можно строить отношения, иначе легко теряется доверие, которое нарабатывается сложно».

Личный опыт 
«Наши беседы с сыновьями могут не касаться школы вовсе: со старшим обсуждаем генетические мутации, а с младшим какой-нибудь дурацкий ролик в «Ютьюбе», — говорит Юлия Верклова. — Но можем и об оценках говорить, и об одноклассниках, и об учителях — смотря что сегодня актуально. Я совсем недавно стала работать дома, это расширило темы разговоров. Когда работала в офисе, то возвращалась домой за пару часов до детского «отбоя». А говорить о школе на ночь — это вредно для нервной системы, лучше уж молча пообниматься».

Самое главное 

Если у школьника возникли трудности, родителям важно понимать, что это временное явление,  не стоит:
 переживать и огорчаться из-за возникших проблем. Ваша задача сейчас помочь и поддержать;
• огорчаться тому, что ребенок один не справляется со школьными заданиями, а вам лично предстоит провести за школьным столом, может быть, не один вечер;
• читать нотации по поводу плохих оценок — как правило, это снижает самооценку, усиливает  чувство неуверенности в своих силах;
• обсуждать проблемы ребенка с его друзьями и тем более корить его за то, что «у всех получается, а у него нет».

Рекомендуем

Привить ребенку любовь к здоровому образу жизни, научить налаживать отношения со сверстниками, подсказать, как победить лень и воспитать в себе чувство ответственности. Книги, которые мы рекомендуем, помогут решить эти и другие задачи!

4.jpg


Теория невероятностей

Ледерман В., «КомпасГид»
Новая книга Виктории Ледерман напоминает, с одной стороны, популярные кинофильмы вроде «Назад в будущее», «Интерстеллар» и подобные, а с другой — советские повести о школьниках, попавших в нетривиальные обстоятельства: «Баранкин, будь человеком!», «В Стране невыученных уроков», «Пропавшая буква» — лишь некоторые из возможных ассоциаций. Действие «Теории невероятностей» происходит в современной России, со всеми узнаваемыми атрибутами 2010-х.


2.jpgКак ходить в школу с удовольствием

Чеснова И., «АСТ»
Семейный психолог Ирина Чеснова в своей новой книге предлагает поговорить с детьми обо всем, что связано со школой: как не бояться неудач, победить лень и воспитать в себе чувство ответственности. Книга развеет страхи и подскажет, как выстроить хорошие отношения с одноклассниками и учителями. Научит прилагать усилия, верить в себя и не сдаваться, когда трудно. 




3.jpgДневник здоровья. 1 класс 

Кривопаленко Е. И., Кучегура Л. А., Рыбченко Е. И. и др., «Просвещение»
Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок рос не только образованным и умным, но и здоровым. Для этого важно приучать его с детских лет к правильному образу жизни, прививать хорошие привычки. В этом поможет серия пособий «Дневник здоровья», выпущенная издательством «Просвещение» совместно с Институтом развития образования Омской области для учащихся начальных классов. Пособия научат ребенка следить за собой, помогут приобщить его к активному образу жизни и сформировать здоровые привычки.



1.jpgСмешные истории про школьную жизнь

Маршак С., Михалков С., Остер Г., Усачев А. и др., «АСТ»
В книгу «Смешные истории про школьную жизнь» вошли произведения современных авторов — Г. Остера, А. Лисаченко, А. Усачева — и произведения прошлых веков, XX и даже XIX: К. Чуковского, М. Зощенко, В. Осеевой, В. Драгунского... Школьники всех времен удивительно похожи, в каждой из историй этой книги ребята могут увидеть себя! 











Поделиться:
Автор:
07.11.2018
Наши рассылки

Мой ребенок — наркоман? Как определить, что подросток употребляет наркотики и как действовать


MyCollages - 2024-12-19T224158.985.jpg

Если у вас возникло подобное подозрение, присмотритесь к поведению ребенка, чтобы своевременно выявить опасные признаки.


Мовчан.png


Дмитрий Мовчан, психиатр-нарколог клиники Маршака



Подростковый возраст — это период, когда у детей происходят изменения в жизни, в том числе и в поведении. Многие сталкиваются с давлением со стороны сверстников и могут оказаться вовлечены в мир наркотиков. На какие сигналы стоит обратить внимание?

Изменения в поведении

Одним из первых сигналов о том, что что-то не так, считаются изменения в поведении.

1. Замкнутость

Когда несовершеннолетние начинают принимать наркотики, то обычно боятся разоблачения, а иногда испытывают стыд, угрызения совести, хотя не признаются в этом даже себе. Поэтому они избегают общения с семьей и друзьями, которых давно знают. Кроме того, наркотики могут вызывать депрессию или тревожность, симптомами которых являются отчужденность и затруднения в коммуникации.

На что обратить внимание
● Проанализируйте, не стал ли ребенок проводить больше времени в своей комнате и избегать семейных мероприятий.
● Узнайте, дружит ли он еще с ребятами, с которыми общался в течение последних лет.

2. Агрессивность или раздражительность

Наркотики вызывают зависимость, что приводит к физическому или эмоциональному дискомфорту при отсутствии очередной дозы. В результате подросток может стать более чувствительным к критике, проявлять вспышки гнева без видимой причины.

На что обратить внимание
Следите за резкими перепадами настроения и попытайтесь выяснить их причины.

3. Упадок интереса к увлечениям

Употребление наркотиков часто приводит к потере интереса к обычной жизни и прежним увлечениям. Ребенок может забросить спорт, музыку или другое хобби, которое раньше считал важным. Как правило, такая апатия сопровождается снижением успеваемости в школе и пренебрежением домашними обязанностями.

На что обратить внимание
● Интересуйтесь, что нравится ребенку, чем он увлечен.
● Предложите помощь с домашним заданием.
● Посмотрите, как ребенок отреагирует на предложение пойти к репетитору.

MyCollages - 2024-12-19T224557.344.jpg

Изменения во внешнем виде

Под влиянием наркотиков меняется сознание и восприятие окружающего мира. Подростки начинают чувствовать себя иначе, сталкиваются с новыми, непонятными эмоциями, а также сильным стрессом, что приводит к бытовым трансформациям.

1. Неопрятный внешний вид

Из-за употребления наркотиков подростки теряют интерес к повседневным делам, включая уход за собой. В результате меняется стиль одежды, причёска, у девушек – макияж. Если раньше ребенок тщательно следил за собой, он может выглядеть неопрятно. Например, вместо стильной, модной одежды выбирает футболки, вместо сложных укладок – простую стрижку, перестает пользоваться косметикой и уходовыми средствами.

На что обратить внимание
● Присмотритесь к гардеробу, не носит ли ребенок грязную или мятую одежду.
● Узнайте, проявляет ли он интерес к новым вещам.
● Проконтролируйте, как часто он принимает душ или моет голову.

2. Проблемы со сном

Психоактивные вещества влияют на работу центральной нервной системы, нарушают естественные циклы сна и бодрствования. Поэтому у подростка может начаться бессонница или, наоборот, чрезмерная сонливость днем.

На что обратить внимание
● Проверьте, когда ребенок встает и ложится спать.
● Убедитесь, что он не стал слишком часто задерживаться на прогулках до поздней ночи.

3. Изменения аппетита

Один тип наркотиков стимулируют выброс дофамина, создавая ощущение эйфории и временно подавляя чувство голода. Другой взаимодействуют с рецепторами особой системы мозга, усиливая чувство голода. Таким образом, сильно меняются пищевые привычки. Это может проявляться в переедании, особенно в вечернее и ночное время, или в полном отсутствии аппетита.

На что обратить внимание
● Смотрите на ежедневный рацион, что ест ребенок и в каких количествах.
● Узнайте, не увлекается ли он ночными перекусами.
● Следите за весом, особенно если ребенок резко худеет или полнеет.

MyCollages - 2024-12-19T221042.492.jpg

Социальные изменения

Наркотики меняют психоэмоциональное состояние человека, из-за чего иногда возникают сложности в общении с привычным окружением. Поэтому подростки ищут новых знакомых, которые разделяют его новый образ жизни.

Подросток начинает общаться с ребятами, которые могут выглядеть странно или подозрительно. А со старыми друзьями, которые не употребляют наркотики, контакты теряет. Так постепенно меняется круг общения.

На что обратить внимание
● Узнайте, где ребенок проводит время.
● Поинтересуйтесь, когда он в последний раз видел своего лучшего друга или ходил к нему в гости.
● Спросите про новую компанию: где учатся ребята, сколько им лет, чем они увлекаются. Когда ребенку нечего скрывать, он с удовольствием рассказывает о новых друзьях.

Проблемы с учебой

Наркотики влияют на когнитивные функции мозга, поэтому подросткам становится трудно концентрироваться, запоминать информацию и решать задачи, что сказывается на оценках. Кроме того, пропадает мотивация, ученик теряет интерес к школе, все чаще прогуливает уроки.

На что обратить внимание
● Следите за успеваемостью. Если ваш ребенок раньше учился хорошо, а затем резко стал получать плохие оценки – это тревожный знак.
● Наблюдайте, может ли ребёнок сосредоточиться на заданиях, когда делает уроки.

Нехорошая склонность: как формируются зависимости и какие факторы к этому располагают

Физические признаки

Одни наркотические вещества стимулируют симпатическую нервную систему, вызывая выброс адреналина, реакцией на это становится расширение зрачков из-за расслабления радужной оболочки. Другие наркотики угнетают нервную систему, поэтому рефлексы заглушаются, а зрачки сужаются.
Кроме того, меняется метаболизмом, поэтому возможно потоотделение. А курительные наркотики придают специфический запах дыханию или коже.

На что обратить внимание
● Присмотритесь, меняется ли у ребенка размер зрачков в течение дня, недели.
● Обратите внимание на одежду. Очевидным признаком употребления наркотиков является запах или парфюма, если раньше подросток им не пользовался.
● Следите за здоровьем. Частые простудные заболевания – это характерное проявление употребления наркотиков.

Что делать, если подозреваете, что ребенок принимает наркотики

Постарайтесь создать дома комфортную атмосферу, чтобы ребенок мог открыто поговорить с вами. Подойдите к общению без обвинений и осуждения, чтобы избежать конфликта и сохранить доверие.

Заранее обратитесь к психологам или психиатрам-наркологам, они объяснят, как действовать в вашей ситуации и убедить подростка отказаться от наркотиков и начать терапию. Ведь даже если физической зависимости нет, очень сложно самостоятельно преодолеть желание получать удовольствие, испытывать эйфорию. Профессиональная поддержка окажет значительное влияние на ситуацию и поможет вашему ребенку вернуться на путь здоровья и благополучия.

дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Редакция
Фото: Fotodom/Shutterstock
20.12.2024

Моя вторая мама: как общаться с детьми своего мужчины от предыдущих браков


MyCollages - 2024-12-12T174349.457.jpg

Если ваш новый избранник вам дорог, то нужно постараться с уважением и пониманием относиться к тому, что дорого ему, особенно что касается его детей.

Сухова.png


Анна Сухова, психолог



Дети от предыдущих браков могут по-разному воспринимать новые отношения своих отцов в зависимости от ряда факторов, таких как их возраст, характер и длительность предыдущих отношений, а также эмоциональная атмосфера в семье.

Вот несколько возможных сценариев:

1. Принятие: Если дети видят, что их отец счастлив с новой женщиной и что между ними складываются хорошие отношения, они могут легко принять нового человека в жизни отца.

2. Сопротивление и недовольство: Дети могут испытывать негативные эмоции, особенно если они все еще находятся в процессе принятия развода своих родителей. Они могут чувствовать угрозу для своих отношений с отцом или испытывать ревность.

3. Ожидания и страхи: Дети могут бояться, что новая женщина заменит их мать, или же надеяться, что новая семья станет более гармоничной и счастливой. Это может вызывать у них смешанные чувства.

4. Наблюдательность: Часто дети внимательно наблюдают за тем, как родители взаимодействуют с новыми партнерами. Если они видят уважение и заботу, это может способствовать положительному восприятию.

5. Возрастные различия: Младшие дети могут менее критично относиться к новым отношениям, в то время как подростки, как правило, более чувствительны и могут более остро реагировать на изменения.

Каждая ситуация индивидуальна, и важно, чтобы отец открыто общался с детьми о своих чувствах и поддерживал их в процессе адаптации к новым обстоятельствам. Общение с детьми мужчины от предыдущих браков требует чуткости, терпения и уважения.

Вот несколько рекомендаций, которые могут помочь:

1. Постепенное знакомство: Не спешите сближаться. Позвольте детям привыкнуть к вам в их собственном темпе.

2. Честность и открытость: Будьте честны с детьми о своих намерениях и отношении к их отцу. Это поможет создать доверие.

3. Слушайте и уважайте их чувства: Дети могут испытывать разные эмоции по поводу нового человека в жизни их отца. Важно выслушивать их и принимать их чувства.

4. Не конкурируйте с их матерью: Уважайте мать детей и избегайте сравнения. Это поможет избежать конфликтов.

5. Создавайте общие воспоминания: Найдите способы проводить время вместе, занимаясь интересными для детей занятиями.

6. Не торопитесь с близостью: Дайте детям время, чтобы привыкнуть к вам, и не заставляйте их называть вас «мамой» или «папой», если они не готовы.

7. Общайтесь с их отцом: Обсуждайте с ним, как лучше всего строить отношения с детьми. Совместная стратегия может помочь избежать недопонимания.

8. Будьте последовательными: Дети ценят стабильность, поэтому старайтесь всегда быть предсказуемыми в своих действиях и реакциях.

9. Избегайте насыщенных ситуаций: Старайтесь не привносить слишком много изменений в их жизнь резко. Постепенно вводите новшества.

10. Будьте терпеливыми: Построение доверительных отношений может занять время. Будьте готовы к тому, что не всё получится сразу.

MyCollages - 2024-12-12T175149.894.jpg

Построение отношений с детьми мужчины от предыдущих браков может быть сложной задачей.

Вот несколько советов, которые могут помочь в этом процессе:

1. Уважение и понимание: Понимание того, что у детей уже есть своя история, и что они могут испытывать разные эмоции по поводу нового человека в жизни их родителя, является важным первым шагом.

2. Постепенность: Не спешите устанавливать близкие отношения. Начните с создания комфортной и дружелюбной обстановки. Позвольте детям привыкнуть к вашему присутствию.

3. Открытость и честность: Будьте честны с детьми о своих намерениях. Дайте понять, что вы хотите быть частью их жизни, но не собираетесь заменять их биологического родителя.

4. Общие интересы: Найдите темы или занятия, которые могут быть интересны вам и детям — это может быть совместное хобби, игры или другие активности.

5. Коммуникация: Уделяйте время для общения, слушайте детей и интересуйтесь их жизнью. Это поможет установить доверительные отношения.

6. Поддержка партнера: Работайте в команде с вашим партнером. Его поддержка и согласие с вашей ролью в жизни детей будут очень важны.

7. Поддержка границ: Уважайте границы, которые ставят дети. Если они не готовы к близости, дайте им время.

8. Обратная связь: Периодически обсуждайте, как вы себя чувствуете и что можно улучшить в ваших отношениях. Это поможет наладить доверие.

Почему успешные мужчины неожиданно уходят из семьи? Разгадываем тайну разводов
Главное — проявлять искреннюю заботу и интерес к их жизни, уважая их пространство и чувства. Помните, что построение отношений требует времени и терпения. И хотя возможны трудности, успешные отношения могут стать источником поддержки и радости для всех участников.
дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Редакция
Фото: Fotodom/Shutterstock
13.12.2024

Есть ли у адвент-календаря оборотная сторона? История ритуала, его плюсы и минусы


MyCollages - 2024-12-05T134340.414.jpg

Адвент-календарь наполнен эмоциональным теплом и духом ожидания праздника. Но может ли он принести и негативные последствия, особенно для детей...


Чернякова.png


Татьяна Чернякова, клинический и семейный психолог, КБТ и РЭПТ-терапевт, схема-терапевт, автор проекта Psy-Try


Истоки адвент-календарей лежат в христианской традиции, где адвент (в переводе с латыни означает «приход») обозначал четыре недели до Рождества — время, когда верующие готовились к великому событию с особыми размышлениями о надежде, радости и светлом ожидании. Затем в Германии в XIX веке появился простой, но значимый ритуал: семьи рисовали на дверях мелом 24 отметки или зажигали свечу каждый вечер, отсчитывая таким образом дни до Рождества. Ожидание становилось праздником само по себе, а мерцающий свет свечей наполнял дома уютом и надеждой.

Первая печатная версия адвент-календаря появилась, благодаря Герхарду Лангу и его маме. Мама любила создавать особую атмосферу перед Рождеством и, желая подарить детям чувство волшебства, придумала самодельный адвент-календарь. Женщина вырезала 24 маленькие карточки с рисунками и прятала их в окошках, чтобы дети находили их каждый день вплоть до Рождества. Эта идея глубоко запомнилась Лангу и стала вдохновением для его будущей работы.

В 1908 году, организовав свое издательское дело, Ланг создал первый печатный адвент-календарь, который назывался Weihnachtskalender (Рождественский календарь). Это был простой картонный лист с иллюстрациями и 24 окошками, за которыми прятались сладости или маленькие изображения. Такой календарь мгновенно приобрел успех, поскольку в нем сочетались простота, красота и ощущение праздника.
К середине XX века традиция распространилась далеко за пределы Германии. Люди с радостью приобретали календари, наполненные не только шоколадками, но и миниатюрными игрушками, заданиями или пожеланиями. Эти календари стали символом предвкушения праздника.

Современность

Сегодня адвент-календарь — это не только религиозный символ. Это инструмент радости, адаптированный под самые разные вкусы и интересы. Можно встретить календари с косметикой, чаем, книгами, игрушками или даже экологическими советами, побуждающими заботиться о природе. Некоторые создают их своими руками. Появились и онлайн-календари с заданиями или вдохновляющими сообщениями, которые помогают настроиться на праздник в суете повседневности.

И в нашей стране адвент-календари набирают популярность. Красивые коробочки с сюрпризами, шоколадками и игрушками помогают создать праздничное настроение и ощущение волшебства. Тем не менее, родители нередко высказывают беспокойство, может ли адвент-календарь, при всей своей привлекательности, стать не только источником радости, но и привести к другим неприятным последствиям? В определенном смысле, это беспокойство имеет основания.

MyCollages - 2024-12-05T140032.951.jpg

В чем опасность?

Четыре недели — это длительный срок, особенно для детей дошкольного и младшего школьного возраста, горизонт планирования которых ограничивается, в лучшем случае, несколькими днями. По прошествии этих дней праздник для ребенка становится новой реальностью. Обычной жизнью, в которой каждое утро его ждет сюрприз.

Если адвент-календарь состоит только из материальных подарков, у ребенка формируется ассоциация праздника исключительно с получением вещей. Это не столько имеет нравственный подтекст, сколько ограничивает восприятие человека. Создает, во-первых, ощущение, что праздник может состоять только из новых материальных вещей (а по закону предельной полезности, ценность каждого последующего аналогичного товара существенно ниже предыдущей).

Во-вторых, формирует опыт, в котором ребенок получает пассивную, принимающую роль в создании и ожидании праздника. В XIX веке самой проблемы не существовало, поскольку основным занятием детей была работа. Благодаря техническому прогрессу, наши дети имеют возможность больше отдыхать. Но они должны ощущать причастность к семейным делам, традициям и ценностям. А праздник как раз и является семейной традицией.
Помимо этого, привычка в качестве источника радости получать только подарки мешает формировать умение радоваться нематериальным ценностям: общению с близкими и друзьями, новым впечатлениям, эмоциям. Ребёнок учится связывать свою радость только с покупками или едой. А закон предельной полезности продолжает действовать. Поэтому общее ощущение удовлетворенности постепенно снижается.

Как избежать неприятных последствий?

Делайте акцент на эмоциях, а не вещах. Помимо материальных подарков добавляйте задания, которые помогают создать теплую атмосферу: чтение вместе, рисование, совместное выпекание печенья.

Не перегружайте. Убедитесь, что задания или сюрпризы доступны и не утомляют ребёнка. Простые действия, например, повесить снежинки на елку, лучше сложных и длительных проектов.

Говорите о ценностях. Рассказывайте ребенку, почему важно помогать другим, быть благодарным и ценить семейные моменты.

Взаимодействуйте друг с другом. Превратите выполнение заданий в семейный ритуал, где участвуют все, а не только ребенок. Это усиливает чувство единства.

Безусловно, адвент-календарь — это праздник. Это кладезь милых мелочей, которые создают настроение, источник свежих идей, развлечений, маленьких семейных удовольствий. Я бы сказала, это возможность получить счастливый месяц для всей семьи. Чтобы праздник действительно состоялся, необходимо просто соблюдать меру. Баланс брать-давать во всем: в эмоциях, в сладостях, в подарках, в заданиях, во взаимной заботе и, в конечном итоге, в любви. Самая значимая функция этого календаря — объединяющая. Попробуйте создать свой семейный адвент-календарь. Счастливого вам декабря!

дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Редакция
Фото: Fotodom/Shutterstock
06.12.2024

Нервный тик и заикание: какова их природа и можно ли самостоятельно с ними справиться


MyCollages (52).jpg

Нервными тиками страдают около 1% населения Земли, а наиболее часто они наблюдаются у жителей крупных городов с населением более 1 миллиона человек. Чем опасен нервный тик и связана ли с ним природа возникновения заикания, рассказывает эксперт.

Голдобин.png

Виталий Голдобин, врач-невролог, заведующий кафедрой неврологии им. академика С.Н. Давиденкова Северо-западного медицинского университета им. И.И. Мечникова, доктор медицинских наук, профессор


Люди часто говорят: «У меня от нервов уже глаз дергается...». Общественное мнение таково, что любое насильственное движение, связанное в том числе и с сокращением мышц, обычно называют «нервным тиком». И самым заметным среди таких движений является подергивание периорбитальной (круговой) мышцы глаза: именно на нее люди в первую очередь обращают свое внимание, ведь она находится на лице, а ее подвижность часто мешает и раздражает. Поэтому именно к этой мышце и «прикрепился» термин «нервный тик». Однако в медицинском понимании такое движение нельзя назвать «тиком», ведь на самом деле это просто сокращение мышцы, вызванное раздражением периферической или центральной нервной системы. И причин для такого раздражения может быть множество. 
Какова же природа появления таких непроизвольных движений?
Тикозный гиперкинез — так на медицинском языке называют непроизвольное быстрое подергивание мышц: это навязчивые движения, которые невозможно контролировать. Причина их возникновения — нарушения в экстрапирамидной системе мозга, а именно — в нервных клетках коры лобной доли, отвечающих за координацию движений, поддержание мышечного тонуса, позу тела и мимику.
Из мозга нервный импульс по нервным волокнам проводится к мышцам, при этом нервные окончания и мышцы соединяют синапсы, дойдя до которых импульс стимулирует выделение нейромедиаторов. Попадая на нужные рецепторы мышечных клеток, они запускают цепочку действий в мышцах. Если количество нейромедиаторов меньше, чем необходимо, то в нервной системе происходит сбой, и в мышцы подаются ложные импульсы, а их количество и частота появления выходят из-под контроля. Это и вызывает быстрые сокращения определенных мышц, которые не всегда сигнализируют о заболевании.
Кстати, тремор (дрожание рук, ног, головы) тоже относится к гиперкинезам, но принцип его возникновения другой, он заключается в разбалансировке мышц-сократителей и мышц, противодействующих им.

Заболевание или нет?

Если говорить о тике как о заболевании, то его дебют возникает еще в раннем детстве. При этом мышечные группы, вовлеченные в возникновение детского тика, отличаются от привычного «взрослого» подергивания глаз или других мышц тела. С годами заболевание прогрессирует и побуждает родителей обращаться за медицинской помощью, поскольку оно сопровождается изменениями в характере и психическими проявлениями.

На самом деле, любые наши действия, которыми мы пытаемся регулировать центральную нервную систему (это могут быть положительные или отрицательные эмоции, употребление больших доз чая или кофе, лекарственных препаратов) воздействует на нее как тормозящее, так и тонизирующее действие. Но часто результат, который человек ожидает (к примеру, выпивая чашку крепкого кофе на ночь, чтобы успеть закончить работу), может превзойти ожидания и в нервной системе происходит сбой, о котором и сообщают подергивания мышц. Чаще всего такие сбои проходят сами и их не относят к заболеваниям. Но когда гиперкинез не останавливается, непроизвольное движение закрепляется как условный рефлекс и подергивание начинает раздражать — необходимо обратиться к специалисту. Ведь в таком случае этот рефлекс станет проявляться каждый раз, когда человек будет попадать в аналогичную ситуацию.
Кстати, частое возникновение гиперкинезов может быть связано с характером человека (вспыльчивостью, несдержанностью, ярким проявлением эмоций) или слишком усердными тренировками и избыточной нагрузкой на определенные группы мышц.
MyCollages (53).jpg

При заболевании подергиваться могут самые разные части тела — все зависит от группы мышц, вовлеченных в непроизвольные движения. Это могут быть сокращения мышц не только на лице, но и тех, которые обычно прикрыты одеждой и не видны — конечностей, плечевого пояса, шеи, диафрагмы (при этом возникает частое покашливание). При сокращении мышц гортани гиперкинез проявляется сбивчивым, шумным дыханием или выкрикиванием звуков и слов, а при тикозном приступе — даже бранной речи. Часто окружающие и не догадываются, что, к примеру, «хмыкая», человек не проявляет неуважения к собеседнику, а просто страдает тиком.
Увы, подавляющее число заболеваний, связанных с нервной системой, имеет наследственную схему: около 30-40% людей могут наследовать предрасположенность к тику от своих родителей. Но проявится ли у ребенка заболевание — это зависит от факторов внешней среды.
Часто пациенты, у которых внезапно возникают резкие движения вследствие проблем нарушений в экстрапирамидной системе мозга, начинают прятать свои подергивания от окружающих, маскируя их другими движениями (к примеру, поправляя прическу, выполняя другие действия). Это легко понять: и сам человек при этом чувствует себя не комфортно, и окружающие реагируют на него с опаской. Другие пациенты, зная за собой особенность мелких подергиваний глаза, просто стараются не обращать на это внимания. И здесь все зависит от степени гиперкинеза и от того, доставляет ли он дискомфорт самому человеку. Если доставляет, то не стоит прятать проблему — лучше обратиться к врачу, который назначит лечение.

Как справиться с нервным тиком

Для начала врач определит причину непроизвольных сокращений мышц. Если это сбой в центральной нервной системе, то разорвать связь, поддерживающую насильственные движения помогут препараты, способствующие торможению и угнетению нервной системы (успокоительные, седативные средства). Некоторым пациентам способны помочь даже простые средства — валериана, пустырник, прием магния В6.
Если влияние происходит на уровне нервно-мышечного синапса, то доктор может назначить препараты ботулинического токсина (ботокса), которые будут блокировать сокращения.
При лицевом гемиспазме (болезни Бриссо, когда происходит компрессия — зажатие корешка лицевого нерва и подергивание мышц лица переходит на другие мышцы тела) также может помочь ботокс. А если нет — иногда приходится прибегать к помощи лицевого нейрохирурга, который в процессе операции поставит «прокладку» между артерией и стволом нерва, чтобы уменьшить непроизвольные движения.

Связаны ли тик и заикание?

Поскольку и тик, и заикание относятся к таким расстройствам, как неврозы, то ими человек может страдать одновременно. И особенно невротическое заикание (и у ребенка, и у взрослого) вполне может сочетаться с тиком.
Если говорить о заикании у детей, то его связывают с нарушением навыка построения плавной речи, который может быть связан либо с аномалиями развития, либо являться приобретенным расстройством.
Ранними проявлениями невротического заикания (логоневроза) является запинание (иногда в начале фразы или высказывания, иногда — в начале слова). Сначала симптом возникает редко, и родители часто его не замечают. Но затем проявления усиливаются. Заболевание обычно манифестирует в 2-4-летнем возрасте и чаще всего провоцирующим фактором является стресс — либо острый и внезапный, либо хронический (к примеру, постоянные переживания ребенка, связанные с жесткой тактикой родителей). Как правило, у ребенка возникает внутренний конфликт: между «хочу» и «надо», между желанием комфортных отношений и желанием угодить родителям. Заиканию могут способствовать и пугающие эпизоды в детском саду. Но в итоге у ребенка формируется так называемый преневротический комплекс, который может проявиться по-разному: у кого-то в тике, у других — в энурезе, у третьих — в заикании. А порой может сочетать в себе все симптомы.
Дизонтогенетический вариант заикания бывает связан либо с наследственностью, либо с резидуально-органической патологией центральной нервной системы, то есть нарушенными функциями головного и спинного мозга. Причинами могут быть повреждения, полученные в период беременности или родов: до определенного времени они никак себя не проявляют, а в активном периоде развития речи дают о себе знать.
MyCollages (54).jpg

Конечно, родителям сложно установить природу возникновения заикания, и они часто не знают — к какому специалисту в первую очередь необходимо обращаться с ребенком. На самом деле, лечением этого недуга могут заниматься сразу несколько специалистов — невролог, психиатр, психотерапевт: каждый из них не только будет помогать ребенку, но и проконсультирует родителей — как правильно реагировать на проблему. Но главный совет родителям — не концентрировать внимание на заикании, не заставлять ребенка «говорить правильно» и не допытываться, «почему с тобой это происходит». В ином случае на заикание у ребенка будут наслаиваться психологические реакции, заставляя его волноваться и нервничать, усугубляя стресс и саму проблему.

8 знаменитостей, которым заикание не помешало добиться успеха

Как справиться с заиканием

Довольно часто ребенку бывает необходимо медикаментозное лечение: в случае невротического заикания чаще это транквилизаторы разного типа (снимающие состояние переживания, тревожность и страхи), которые назначает психиатр. При дизонтогенетическом варианте заикания назначаются ноотропные средства.

Если родители рано заметили проблему и обратились за помощью к психотерапевту, в этом случае может помочь работа с психоэмоциональным состоянием ребенка. Но и при позднем обращении помощь психотерапевта не менее важна. Кроме того, неоценимым является участие логопеда, который работает непосредственно с речевым аппаратом ребенка. 
В идеале лечение желательно строить с помощью трех специалистов: психиатра, психотерапевта и логопеда.
Немаловажно в доме, где живет ребенок, снять любые стрессорные компоненты и обеспечить для нервной системы состояние покоя, исключив из быта частый просмотр телевизора, громкие и компьютерные игры, возбуждающие звуки и даже продукты (шоколад, какао, острое). Следует заменить все это спокойным и доброжелательным общением и играми, диетическим питанием. Родителям также стоит обратить внимание на собственную речь: общаться более размеренно, спокойно, не торопясь, строить фразы.

В современной практике логопедов популярны методики связывания дыхания с речью, есть и так называемые «пальчиковые методы» (когда речь синхронизируется с пальцами ведущей руки): все они помогают осознанно контролировать построение слов. Так ребенок постепенно выстраивает другие нейронные связи, приобретая новую привычку говорить, не заикаясь.
Нечто подобное практиковал греческий оратор Демосфен, который в 384 году до нашей эры справился не только с косноязычием, картавостью и коротким дыханием, но и с заиканием и тиком, выражавшимся в подергивании плечом. Чтобы развить дыхание и силу голоса, он читал стихи во время подъема на гору, а избавиться от заикания и тика ему помогла галька, которую он набирал в рот и говорил, прогуливаясь по берегу моря и стараясь, чтобы такт его речи и движений совпадал со звуками прибоя. Так Демосфен выработал у себя новые привычки — четко и красиво говорить, контролируя движения своего тела.
В современной терапии существуют методы нейрогимнастики, где тренируется мелкая моторика, улучшающая работу полушарий головного мозга, слух и речевое внимание, стимулирует нейросенсорные связи. Если добавить к этому массаж, дыхательные упражнения, занятия ритмикой, физиотерапию — результаты можно увидеть уже через месяц, ведь после таких тренировок у ребенка закрепляется новый тип речевого поведения.

дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Редакция
Фото: Fotodom/Shutterstock
11.11.2024

Не рассказывает о друзьях, плохо спит: как понять, что над ребенком издеваются в школе


MyCollages (74).jpg

Хорошие оценки, похвала учителя, новые друзья — всем этим ребенок охотно и радостно делится с родителями. Однако о проблемах в школе он может умалчивать. Чтобы вовремя узнать о неприятностях и помочь своему ребенку, нужно обратить внимание на некоторые признаки. 

Делиться переживаниями непросто даже взрослому человеку — что говорить о ребенке с еще не сформировавшейся психикой. Школа для него чаще всего становится первым местом, где он сталкивается с трудностями и несправедливостями взрослой жизни. Если в младших классах дело может ограничиться прозвищами и подшучиваниями, то в старшей школе все это может перерасти в настоящую травлю.

С такими проблемами чаще всего сталкиваются дети, которые сменили школу и оказались новичками в уже сложившимся коллективе.
Подвергающийся издевательствам ребенок чаще всего вынужден тихо мириться со своим положением, боясь обратиться за помощью к взрослым и прослыть из-за этого ябедой. В такой ситуации вся ответственность ложится на плечи родителей, которые должны внимательно следить за состоянием ребенка и вовремя оказывать необходимую поддержку.

Изменил круг общения

Чаще всего у ребенка есть друг-одноклассник или целая компания, в которой он чувствует себя комфортно. С ними он проводит время и за пределами школы: ребята ходят друг к другу в гости, на дни рождения, ночевки или просто гуляют после уроков.

Если вы заметили, что ребенок все реже стал рассказывать о своих друзьях, резко сменил компанию или вовсе стал отчужденным, стоит задуматься, что стало причиной таких перемен. Поможет разобраться в ситуации разговор с ребенком или с родителями его друзей.

Регулярные подобные проблемы возникают в компаниях девочек-подростков, которые часто ссорятся и по щелчку пальцев превращают лучшую подругу в заклятого врага.

Не хочет идти в школу

Чаще всего дети все-таки находят для себя повод ходить в школу: для одних мотивацией будут новые знания, для других — время в кругу друзей. Какой бы тяжелой ни была учеба, дети также осознают важность посещения школы.
Если же ответственный и успевающий ученик внезапно стал часто просить оставить его дома, скорее всего у него что-то случилось. Он может жаловаться на головную боль, проблемы с пищеварением или общее недомогание, а также часто обращаться к школьной медсестре, чтобы его отпустили домой пораньше — ведь только в родных стенах ребенок чувствует себя в безопасности.
При разговоре с ребенком важно задавать открытые вопросы и не высказывать сразу же свои подозрения. Дайте шанс ему самому поделиться своими переживаниями.

Плохо спит

Причиной проблем со сном может быть сильный стресс и переживания на фоне предстоящего дня. Ребенок, подвергающийся травле, никогда не знает, что готовит для него очередной учебный день. Подобные тревожные мысли могут стать причиной бессонницы или беспокойного сна.
Если вы видите, что ребенок с утра выглядит уставшим и жалуется на проблемы со сном, у него могут быть серьезные проблемы. Бессонница в сочетании с другими симптомами указывает на наличии депрессии.

Чересчур эмоционально реагирует

Как бы учителя ни старались, школа и процесс обучения в целом доставляют сильный стресс ребенку. Контрольные и самостоятельные работы, выступления перед всем классом, страх получить низкую оценку — все это является поводом для ежедневных переживаний.
Издевательства со стороны одноклассников делают процесс обучения еще более эмоционально сложным. Ребенку непросто совладать со всеми испытываемыми чувствами, поэтому он может начинать их выплескивать в виде внезапных приступов плача или чрезмерно эмоциональной реакции на привычные вещи.

Стал иначе себя вести с родными

Любые перемены в поведении ребенка всегда можно объяснить. Важно понимать, что причиной не всегда является подростковый возраст, для которого свойственны резкость и отстраненность с родными.

MyCollages (75).jpg


Проблемы в школе также могут провоцировать приступы агрессии по отношению к младшим братьям и сестрам или, напротив, абсолютное безразличие к родным. Некогда общительный ребенок может сразу после школы идти в свою комнату, быть немногословным и избегать любого общения с родителями.

Изменилось отношение к гаджетам

В зависимости от характера издевательств, которым подвергается ребенок, он может или стать зависимым от гаджетов, или вовсе отказаться от их использования. В любом случае вы заметите изменения.
Если над ребенком издеваются в соцсетях, он может сократить время, проводимое перед экраном устройства. Однако в таких ситуациях дети не спешат делиться переживаниями с родителями из страха, что те отнимут их гаджеты.
Если же школьника обижают одноклассники, он будет стараться абстрагироваться от проблем в Интернете, теряя связь с реальным миром.

Его одежда порвана, а на теле есть синяки

Самым очевидным сигналом для любого родителя будут синяки или царапины на теле ребенка, а также порванная, испачканная или украденная одежда. Чаще всего школьник не может объяснить, что с ним случилось — признаться в издевательствах всегда непросто.
Задача родителя в данной ситуации — осторожно поговорить с ребенком, задать открытые наводящие вопросы. Поинтересоваться, например, чем он занимался на перемене или какие эмоции испытывал в течение дня.
дзен.jpg
Поделиться:
Автор: Катерина Евдышева
Фото: Fotodom/Shutterstock
24.10.2024
 

Актуальные статьи

Как превратить квартиру в джунгли: топ-9 быстрорастущих деревьев для зеленого интерьера
Eсли вы ищете красивые комнатные растения, чтобы озеленить интерьер, обратите внимание на быстрорастущие деревья. Они стоят недорого и быстро наполняют пространство великолепной зеленью.
2 часа назад
Любовь и знаки Зодиака: какой у вас язык любви по гороскопу
Оказывается, каждому знаку зодиака соответствует свой язык любви. Хотите узнать, какой язык у вашей половинки? Тогда эта статья для вас.
5 часов назад
Топ-3 аромата, которые всегда можно найти в сумочке Меган Маркл
Меган Маркл заслужила репутацию иконы стиля за любовь к классическим и доступным предметам гардероба, включая кроссовки и базовые вещи. Ее фирменный подход к парфюмерии также соответствует этой философии.
сегодня
Мой ребенок — наркоман? Как определить, что подросток употребляет наркотики и как действовать
Если у вас возникло подобное подозрение, присмотритесь к поведению ребенка, чтобы своевременно выявить опасные признаки.
вчера
Отрезать челку и выбросить хлам: 10 простых способов начать все сначала
Мечтаете о переменах, но не знаете, с чего начать? Эти 10 рекомендаций — шанс обрести внутреннюю свободу, найти новые увлечения и сделать каждый день запоминающимся.
вчера
Показать еще