Ниже вы узнаете, как и когда приучать юных наследников к необходимости отвечать за свои действия и поступки.
Таня Василькова, эксперт по коммуникациям, психолог, автор «Навигатора для родителей»
В воспитании детей существует очень много важных моментов, которые нельзя упускать из виду. Одним из таких пунктов является формирование в ребенке ответственности.
Под данным термином понимается способность детей выполнять определенные дела самостоятельно. Другими словами, ребенок берет на себя ответственность за различные вещи, начиная от простейших и заканчивая более сложными, в зависимости от возраста.
Можно ли научиться ответственности и зачем это надо
Ответственности нельзя научить. Ее можно только передать. Однако очень часто при этом возникает распространенная проблема. Далеко не все родители готовы своевременно передавать данную необходимость ребенку, думая, что он слишком мал. Такие мамы и папы не стремятся воспитать в детях самостоятельность в раннем возрасте, поэтому в разных семьях наблюдаются различные ситуации.
Одни малыши становятся самостоятельными в год или два, например, могут есть без помощи взрослых людей, а другие – до последнего надеются на помощь ближайшего окружения. Со временем перед детьми начинают возникать другие, более серьезные проблемы, которые за них по-прежнему стараются решить родители.
Главной задачей мам и пап является формирование в ребенке чувства ответственности, способности к самообеспечению, когда речь идет о более взрослом возрасте. Однако отпустить детей в самостоятельное плавание вряд ли получится, если они не будут понимать, что значит быть самостоятельными.
Почему родители боятся прививать ребенку ответственность
К сожалению, многие родители целенаправленно избегают передавать ответственность ребенку из-за собственного эгоцентризма. Некоторые мамы и папы хотят быть нужными детям до последнего, то есть, чтобы всегда оставаться важными и «полезными»: помогать с домашней работой, готовить завтрак, финансово обеспечивать. Однако, мешая своему ребенку стать самостоятельным, такие родители лишают его очень важного свойства – умения выживать в условиях современного мира.
Результатом неправильного поведения становится то, что дети чересчур заботливых взрослых остаются в своей голове «детьми» до 40-50 лет, не умея и не желая принимать на себя ответственность за собственную жизнь.
К счастью, в современном мире даже довольно молодым людям предлагаются неплохие условия, позволяющие заработать (блогерство, подработка на удаленке). Родители, которые понимают, насколько важно воспитать детей самостоятельными и ответственными, никогда не будут препятствовать желанию своих драгоценных чад сепарироваться и начать вести самостоятельную жизнь.
Как понять, что ваш ребенок не готов нести ответственность? Все просто, если при любых возникающих вопросах он теряется, не умеет делать выбор и руководствуется советами родителей, значит, налицо определенные проблемы.
«Повзрослеешь — позвони»: 8 особенностей, которые помогут распознать мужчину-ребенка
Как привить ребенку чувство самостоятельности и ответственности
Дайте возможность управлять своим временем
Прививать детям чувство ответственности можно, когда угодно. Чем раньше, тем лучше.
Так, например, если ваш ребенок идет в первый класс, научите его самостоятельно управлять своим временем и вовремя вставать утром. Заранее предупредите школьника, что в ближайшие три дня будете помогать ему с ранним подъемом, но затем он должен самостоятельно заводить будильник и следить за тем, чтобы не проспать. Объясните ребенку, что теперь он берет ответственность за то, чтобы вовремя собираться по утрам. Это первый, но очень важный шаг на пути к обретению самостоятельности.
Предоставляйте выбор
Предоставьте ребенку все необходимое для самостоятельного выбора. Интересуйтесь, в какую секцию он хочет пойти, какой костюм подберет для поездки в центр. Не говорите детям фразы «мы решили записать тебя на футбол» или «надень на праздник тот синий костюм».
Избегайте попыток решать все детские проблемы
Не торопитесь срочно решать проблемы ребенка, с которыми он может прекрасно справиться сам. Например, если школьник никак не найдет нужную тетрадь, забыл пенал в классе, не может собрать рюкзак. Сперва выслушайте жалобы ребенка, а затем спокойно и дружелюбно задайте вопрос: «Как ты будешь решать эту проблему?» Пусть он не только поразмышляет над возможными вариантами, но и самостоятельно выберет оптимальный сценарий. Прививайте ребенку ответственность постепенно и избегайте предоставлять готовый ответ или молниеносную помощь.