Мы можем столкнуться с агрессией людей на улице, в метро или магазинах. Но что, если агрессивный человек — ваш начальник, и с ним просто приходится проводить приличное количество времени? Ведь если в других ситуациях вы столкнетесь с агрессией единоразово, то вот с начальником нужно найти подход.
Как сохранить психическое равновесие и не сойти с ума?
Правило 1. Нельзя просто так взять и не злиться в ответ
Агрессия часто говорит о защите. С помощью злости или криков человек пытается отгородить себя от чего-то. Главное здесь — самому не поймать эту агрессивную волну. Если вы будете решать ситуацию агрессии по принципу «клин клином вышибает», то рискуете потерять возможность решать конфликты другими методами. Попытайтесь вдохнуть и выдохнуть. Как говорил Мастер Угвэй в мультфильме «Кунг-фу панда»: «Твои мысли подобны кругам на воде, друг мой. В волнении исчезает ясность, но если ты дашь волнам успокоиться, ответ станет очевидным». Когда босс все выскажет, вы можете ответить спокойным тоном: «Я готов объяснить, почему поступил так, а не иначе».
Разыграем еще одну ситуацию: Босс: «Что это такое? Что ты сделал(а)? Почему проект выглядит как г***о?!» Если в словах агрессивного шефа не было ничего конструктивного, то не просто можно, а нужно сказать об этом примерно так: «Я сейчас не готов(а) продолжать разговор в таком тоне, продемонстрируйте мне претензии в объективном ключе. Прямо конкретно по моим действиям. В противном случае я расцениваю это как неконструктивное обвинение в агрессивной форме».
Правило 2. Представьте, что вы космонавт
Да-да, это не опечатка. Представить себя космонавтом в скафандре — значит общаться с начальником чисто формально. Желательно перейти на смс или мессенджеры. Но без непосредственного личного общения. Таким образом будет шанс хотя бы немного уменьшить поток негатива в вашу сторону.
На самом деле, работа — это лишь одна из многих сфер жизни. На работе не обязательно должны появиться друзья или быть приятная атмосфера. Иногда работа — просто работа. Иногда это стоит воспринимать не более чем набор задач, которые вы выполняете, и их выполнение приносит деньги. Тут все уже зависит от ваших жизненных ценностей и приоритетов.
Правило 3. Хватит доказывать
Изо дня в день вы слышите фразу: «Ты — один из худших работников. Любую задачу выполняешь настолько плохо, что даже моя бабушка справилась бы лучше». Какой вывод можно сделать исходя из этого высказывания? Это не справедливая критика, а просто набор ругательств в вашу сторону. Босс в данном случае не указывает на конкретные факты, аргументируя, в чем вы плохи как работник. Не нужно ему доказывать обратное. Когда человек испытывает злость, то он вряд ли слышит что-то объективное.
Правило 4. Зачем оставаться?
Когда вы сталкиваетесь с агрессией уже несколько месяцев или лет подряд, тут встает ребром вопрос: «Зачем оставаться?» Почему вы держитесь за эту работу? Почему это место имеет настолько сильное значение, что терпите на протяжении долгого времени токсичного руководителя?
В российской действительности явление отравляющих начальников не ново. Оно давно уже впаяно в жилы людей. Оставите все на своих местах — будут последствия, наносящие едва ли поправимый вред, прежде всего, вам. Хронический стресс, выгорание, утомляемость и, как следствие, болезни. Подумайте о себе, задайте нужные вопросы и принимайте удобное для себя решение.
Правило 5. Терпеть нельзя уйти
«Хватит это терпеть!» Агрессия руководителя все-таки стала носить токсичный и систематический характер. Вы стали постоянно болеть. То желудок болит, то аллергия… Решение принято: «Я ухожу», — как когда-то сказал небезызвестный политик.
Не бойтесь уходить, так как вы всегда сможете найти работу, если сами того захотите. И самое важное — не терпите ужасного и хамского отношения к себе. Вы достойны только лучшего!
Александра Гейфман, когнитивно-поведенческий психотерапевт, психолог