Известно множество примеров того, как женщины успешно делают карьеру и занимают первые строчки в рейтингах самых богатых или влиятельных людей. Но нам все еще приходится преодолевать такие гендерные стереотипы как «предназначение женщины – быть матерью и женой», «мужчина — главный добытчик». Разбираемся, как их преодолеть.
Дарья Герлейн, эксперт в построении бизнеса в сфере продажи
недвижимости, предприниматель, @darya.gerleyn
Очень часто проблема бывает в нас самих — в силу воспитания или под влиянием окружения многие женщины бессознательно ставят себя на ступеньку ниже мужчин. Но такая позиция в бизнесе — верный путь к провалу.
Я уверена в том, что женщина не находится на ступеньке ниже мужчины, но все-таки разница между нами есть. Это как сравнивать, кто важнее — отдел маркетинга или отдел продаж? Два равноценных по важности подразделения, у них разный конечный продукт и свои сильные и слабые стороны, но трудятся-то они на достижение общего результата. Поэтому это не соревнование между полами и не попытка занять одно вакантное место в мире бизнеса. Просто нужно признать, что у мужчин и женщин свои комфортные подходы в бизнесе.
Сильные стороны
Например, распространено мнение, что успешная бизнесвумен — это «мужик в юбке», жесткий и закаленный жизнью. Конечно, в руководителе должна присутствовать определенная жесткость. Но если мужчина с помощью силы добивается результатов, то женщина — пониманием.
У нас такая природа, что нам легче понимать все стороны участников процесса, мягко и без криков менять мнения и решения людей. Женщины более осторожны и осмотрительны, наделены природной ответственностью за своих детей. Так почему бы не использовать это в бизнесе?
На мой взгляд, это более сильные компетенции руководителя в перспективе. Команды, созданные женщинами, крепче, работают с большей самоотдачей. Планы детальнее просчитаны, их легче реализовать с меньшими потерями. И главное — во многих семьях финансами заведует жена, именно поэтому взять под контроль финансы компании, распоряжаться ими мудро и с бережливостью — это естественное занятие.
Противостояние полов
Проблемы начинаются в тот момент, когда женщина пытается полностью скопировать инструменты управления мужчины и стать им. Это всегда имеет плачевные последствия и для женщины, и для мужчин, которые с ней как-то связаны.
Ни один контрагент-мужчина не станет притеснять мудрую женщину-руководителя, у которой идеальный план, эффективная слаженная команда. Женщину, которая с помощью фактов доносит до его понимания, что действовать нужно именно так.
В начале своего пути в предпринимательстве я чувствовала, что меня не воспринимают всерьез из-за половой принадлежности, возраста и внешности. Но как только появились первые результаты моей работы, отношение стало партнерским, и никакого предвзятого отношения я больше не чувствовала. Случаи притеснений и соревнование с мужчинами были связаны с тем, что я сама пыталась занять их место, но мое-то на самом деле лучше, и со временем это становится очевидным.
Мнение, что женщине не место в определенных сферах бизнеса, я на самом деле воспринимаю как то, что женщина не должна использовать инструменты управления мужчины, так как они слишком жесткие. Мне кажется, что мужчины с удовольствием готовы пустить в свою сферу деятельности прекрасных дам.
Поэтому выход прост: бизнес — это не агрегат, выпущенный в одной комплектации. Бизнес — это и есть вы. Это ваше продолжение, и выстраивать его необходимо таким образом, чтобы вам было в нем комфортно, чтобы сильные стороны раскрывались. Все остальные компетенции можно докупить на рынке труда.
Осознав, что у вас свой путь, вы получите возможность создавать. А это то, что женщины могут делать лучше всего. Мне это понимание стоило трех лет борьбы с собой и брака. Надеюсь, что вам не придется приносить такие жертвы.