Дружите ли вы с коллегами? Делитесь своими личными проблемами‚ приглашаете ли в гости? Или следуете поговорке «Дружба дружбой‚ а служба службой»? В любом случае симпатии и антипатии влияют на трудовые отношения и перспективы.
Для начала надо определиться с понятиями. Некоторые люди под дружбой понимают исключительно совместный отдых, легкое, необременительное времяпрепровождение, а другим надо непременно делиться с друзьями всеми подробностями своей личной жизни. Третьи считают, что объединить людей может только общее дело, и это недалеко от истины. Мы действительно проводим на работе много времени, поэтому в какой-то момент обнаруживаем, что общаемся с коллегами чаще и теснее, чем с кем бы то ни было.
Как расценивать такие интенсивные отношения? Проведите небольшой эксперимент. Понаблюдайте за приятным вам коллегой и обратите внимание на то, как в беседе с близкими у него меняется выражение лица, интонация и тембр голоса. А также зайдите на работу к кому-то из своих друзей — и опять же понаблюдайте за тем, как он себя ведет, как и что говорит, как ходит. Таким образом вы обнаружите другие стороны, другие роли симпатичных вам людей и в сравнении поймете, хочет ли и способен ли коллега стать вам ближе или его улыбки и добрые слова — проявление элементарной вежливости.
О коллегах в отличие от друзей мы знаем только то, что они посчитали нужным нам сообщить, и они о нас тоже. В этом смысле и с информацией в разных типах отношений мы обращаемся по-разному. Рассказанное другом — тайна по определению. А сведения о себе, предоставленные коллегой, скорее всего, он мог бы доверить и другим людям в коллективе, поэтому наверняка сотрудники знают друг про друга примерно один и тот же набор данных и новости — свадьба, беременность или развод — узнают примерно одновременно. И все же это не значит, что не нужно щадить чувства человека за соседним компьютером.
Конфликты на работе: причины и способы борьбы
Дружить по-русски
Исследования показывают, что коллективы, где сотрудники общаются по-дружески, добиваются больших успехов за счет задействования эмоционального интеллекта. Его еще обозначают EQ по аналогии с IQ, коэффициентом интеллекта. Он отвечает за понимание и отношения, чувство взаимовыручки, да и просто за то, что по утрам хочется идти на работу.
Однако есть тут и подводный камень: дружба может стать важнее службы. Начальнику в подобном коллективе надо быть виртуозом, чтобы добрые отношения не обернулись фамильярностью и в ответ на предложение поработать сверхурочно не услышать: «Да ты что, Машуня! Мы же сегодня в кино идем!» Многие мечтают именно о своем в доску начальнике, и вообще отечественное представление об идеальной работе основательно расходится с западным.
Зачастую, сталкиваясь с таким непростым выбором, действительно приходится иметь дело не просто с решением конкретной рабочей ситуации, а, по сути, с глубоким конфликтом ценностей и моральных установок, свойственных чисто человеческим отношениям и корпоративной этике. Что важнее — успех компании или благополучие отдельного сотрудника? Наши традиции коллективизма скорее работают по принципу, описанному Грибоедовым в пьесе «Горе от ума»: «Ну как не порадеть родному человечку!»
Поболтаем после
Организационные психологи подсчитали, что за час спокойной работы можно сделать столько же, сколько за четыре часа работы с вынужденными перерывами. Так что дружелюбие, отвлекающее на общение с коллегами, может сослужить плохую службу. Даже после работы будет трудно задержаться, чтобы закончить то, на что не хватило времени днем, потому что вас потащат с собой в кафе. Договоритесь о каком-нибудь знаке, говорящем о том, что вы очень заняты. Если же коллеги будут продолжать вам мешать, задумайтесь, не стоит ли сделать окончательный выбор в пользу чисто рабочих контактов.