Далеко не каждый человек может быть лидером и руководителем. Но если вы решили встать у руля, то нужно знать основные правила. Рассказывает эксперт.
Ксения Телешова, коуч, наставник по личностному
росту, речевой тренер, @ksenia_teleshova
Первое правило — личность руководителя. Кто вы для своей компании. Здесь очень важно с первых минут управления поставить себя таким образом, чтобы вас воспринимали как первое лицо. Нужно уметь показать собственный стержень, четко расставить личные границы, обозначить регламент и при этом ввести новые правила корпоративной культуры. Если вы сделаете это в самом начале, то потом вам будет значительно проще.
Руководитель должен быть примером для своих подчиненных. Например, если вы требуете от них пунктуальности, но сами приходите не вовремя, сотрудники будут поступать ровно так же, как и вы.
Второе — с клиентами ваш персонал разговаривает так же, как вы разговариваете с ними. Поэтому, если вы хамите, не заканчиваете фразы или даете слабину, точно так же будут действовать ваши подчиненные.
Следующая проблема многих руководителей — то, что они не способны правильно доносить информацию. Обязательно нужны регулярные встречи с коллективом, на которых вы обозначаете вектор развития, рассказываете о вашем видении пути, ставите задачи, и у каждого в компании должна быть четкая картина того, куда вы идете.
Кроме того, задачи нужно давать следующим образом — от простого к сложному. Есть очень много руководителей, которые не умеют ставить цель. Например, сразу начинают со сложного, не давая подчиненным четких инструкций, как действовать. На мой взгляд, в России более эффективной является авторитарно-демократическая модель управления. Это когда у каждого в коллективе есть право голоса, но решающий голос за руководителем.
Поэтому для того, чтобы стать первым лицом, необходимо быть сильной личностью, харизматичной, способной вести за собой. Для этого нужен сильный голос, авторитет.
Зачастую сложнее становиться руководителем тем людям, которые раньше были на равных с большей частью коллектива. Когда одного из менеджеров по продажам, к примеру, ставят коммерческим директором. И здесь человеку необходимо заново построить отношения с командой. Вчера вы были на одной линии, сегодня на разных. Нужны абсолютно другие стратегии поведения. Вместе с тем можно оставаться хорошим человеком, можно и нужно прислушиваться к тому, что вам говорят. Но чего точно нельзя делать — уходить в созависимые отношения на работе. Многие люди путают личную жизнь и работу. И раз мы проводим в офисе ⅔ своей жизни, то очень часто люди начинают на работе заводить любовь, дружбу, и это, конечно, мешает деловым отношениям.
Если мы вспомним треугольник Карпмана, где есть жертва, преследователь и спасатель, то начальник должен выйти из этого треугольника. Он не должен быть тираном, который постоянно кричит, контролирует. В то же время он не должен спасать.
Мы часто проводим корпоративные тренинги и сразу видим руководителей-тиранов и спасателей. Тираны считают, что без них все провалится, для них характерны приказы в речи, у них проблемы с делегированием и доверием. А спасатели начинают делать работу за сотрудников. В конечном итоге такие руководители становятся жертвами, потому что такая лодка не плывет. Важно для руководителя научиться собирать вокруг себя команду. Хороший начальник — это тот, без которого компания какое-то время выживет.
Поэтому — три простых совета
Первое правило — поработайте с наставником по личностному росту и определитесь, какой тип руководителя вам ближе и что вам мешает стать эффективным начальником.Второй совет — тщательно готовьтесь к каждому рабочему дню, именно вы диктуете порядок в вашем «государстве», чем лучше обозначите правила игры, тем проще вам будет работать. Учите людей, смотрите, кто готов идти дальше, а с кем надо расставаться. Чем лучше вы будете представлять объективное зеркало вашей компании, тем эффективнее вы будете руководить.
Третье правило — четко понимайте, какие цели вы ставите перед собой на квартал, год, десятилетие. Еще важный момент: если в ходе работы вы понимаете, что это не ваше, что, например, вы интроверт, вам очень хорошо дается функция исполнителя, то самое время признаться в этом себе и уйти на вторую роль. Лучше быть хорошим исполнителем, чем плохим руководителем.