Из-за схожей симптоматики эти проблемы легко перепутать друг с другом. Вот как этого не допустить.
В 2023 году международная сеть компаний Deloitte провела исследование, в рамках которого изучила моральное состояние своих работников. Опрос показал, что 60% рядовых сотрудников, 64% руководителей среднего звена и 75% представителей высшего руководства всерьез рассматривали увольнение из-за подавленности и бессилия, которые они испытывают на работе. Значит ли это, что такое внушительное количество людей страдает от выгорания? Не стоит спешить с выводами.
Многие люди довольно часто используют термин «выгорание», даже не догадываясь, что существенно сужают и упрощают его истинный смысл. Большинство подразумевает под ним чрезмерную усталость и неспособность справиться со стрессом на рабочем месте, однако не стоит забывать, что выгорание имеет три группы симптомов:
- Истощение — те самые физическая и эмоциональная усталость, перегрузка;
- Хронический цинизм — снижение эмпатии, раздражительность при общении с коллегами, дистанцирование от них;
- Низкая производительность — нежелание стараться, обесценивание собственного труда.
Чтобы у человека действительно было диагностировано выгорание, он должен страдать сразу от трех симптомов. Одни из первых ученых, начавший исследовать это явление, американцы Кристина Маслах и Майкл Лейтер пришли к выводу: реальное выгорание наблюдается примерно у 20% работников, жалующихся на эту проблему.
Например, The Wellbeing Lab в Австралии также провела исследование и обнаружила, что выгоревшими себя считает 63,6% трудящихся жителей страны. Однако количество сократилось до 21,2%, когда их опросили на предмет наличия всех трех групп симптомов.
Это не значит, что люди, которые ощущают исключительно физическую и эмоциональную усталость, при этом не испытывая цинизма и снижения производительности, не нуждаются в помощи. Они находятся в пограничном состоянии, которое в любой момент может из истощения перерасти в полноценное выгорание, и отсутствие сил станет лишь одним из ряда неприятных симптомов. Чтобы этого не случилось, важно вовремя предпринять конкретные действия. О них рассказывает американский психолог Паула Дэвис.
Расставить приоритеты
В большом количестве задач очень легко утонуть. Чтобы этого не случилось, их важно упорядочить с помощью следующего упражнения:
- составить список всех дел, проектов и задач, которые требуют вашего участия и ждут своего выполнения;
- нарисовать диаграмму, где горизонтальная ось будем названа «Важность», а вертикальная — «Сложность»;
- распределить все дела по двум этим осям;
- начать с выполнения тех задач, которые лежат в правой нижней части — их нужно выполнить как можно быстрее, но при этом сделать это будет относительно легко.
Проработать свои установки
У каждого человека есть определенные убеждения, в которые он свято верит. Однако именно они могут значительно усложнять жизнь, в том числе на работе. Вот несколько из таких вредных установок:
- «Если я не могу сделать что-то идеально, то я вообще не должен этого делать»;
- «Неудача — признак слабости»;
- «Сильные люди не просят о помощи»;
- «Перерыв — признак лени».
Когда человек сможет определить свои установки, ему необходимо оценить их и спросить себя, насколько рационально продолжать следовать им. Они помогают мне добиться своей цели? Как я могу изменить эти убеждения, чтобы они приносили мне пользу? На эти вопросы необходимо ответить каждому.
Взять перерыв
Сострадание к себе — это своего рода искусство и целая наука, которые помогают предотвратить выгорание. Каждому необходимо научиться вовремя брать паузу, прерывать череду бесконечных раздумий или угрызений совести по поводу неудачи. Паула Дэвис делится рабочей методикой, которая помогает снизить уровень стресса на работе.
- Сосредоточиться на собственных эмоциях и попробовать описать свои ощущения в конкретный момент. Сделать это не так просто, как кажется.
- Понять, что неудачи случаются на пути каждого человека. Любой может забыть подготовить отчет или неправильно понять руководителя.
- Попробовать посмотреть на себя стороны и подумать, что бы вы сказали своему другу, попавшему в точно такую же ситуацию.