Родители переживают катастрофу. За что нужно браться в первую очередь? Рассказывает эксперт.
Юлия Снежко, нейропсихолог психологического центра «Школа Эталон» (г. Москва)
Иногда родители чувствуют, что с их ребенком что-то не так, и начинают искать информацию, заполнять онлайн различные опросники, в которых что-то соответствует диагнозу расстройства аутистического спектра (РАС, аутизм), а что-то — нет.
Юлия Снежко: Расскажу о простом способе, который часто использую сама, что бы понять, стоит ли беспокоиться на тему РАС и если у ребенка есть какие-то особенности или их нет. Представьте, что ребенок находится в спокойном состоянии (к примеру, играет в комнате) и к нему походит какой-то близкий человек, садится рядом и хочет чем-то поделиться (не задать вопрос или что-то потребовать, а просто сообщить: «я рад тебя видеть» или «я что-то тебе принес», «я ударился, мне больно»). В норме ребенок будет сосредоточен на ваших словах, действиях, реакциях, независимо от того, понимает ли он сказанное вами. Но если при обращении малыш совсем не уделяет вам внимания, будто «улетает», находится где-то на своей волне, то ему точно необходима помощь. Скорее всего у ребенка либо аутизм, либо РАС как сопутствующее другому расстройству состояние. В этом случае несосредоточенность ребенка будет ограничивать его дальнейшее развитие. Однако не стоит проводить такой тест, если вы с ребенком в ссоре или находитесь в незнакомом для него месте.
Если у вас появился повод для беспокойства, нужно как можно раньше начинать оказывать ребенку помощь: компенсировать существующие дефициты, проводить коррекционную работу. Не стоит ждать, обратитесь в ближайшую службу ранней помощи, а затем добейтесь постановки правильного медицинского диагноза, который далее определит тот объем поддержки, который сможет получать ребенок.
Диагноз «аутизм» может быть установлен и в психоневрологическом диспансере, и в больнице, уполномоченной выдавать все необходимые справки и заключения. Затем всей семье обязательно потребуется психолого-педагогическая помощь (она может быть бесплатной или платной, групповой или индивидуальной, очной или по скайпу). Но главное — вам предстоит научиться быть родителями особого ребенка.
Главное нарушение при аутизме
Чаще всего родители детей с РАС уверены, что ребенка надо научить как можно большему количеству навыков — считать, собирать, играть, говорить. Ведь когда мама и папа видят разницу своего ребенка со сверстниками, которая с возрастом становится все более явной, их охватывают страх, смятение, паника: как же школа, социализация, друзья?.. Желание родителей помочь ребенку догнать сверстников вполне объяснимо.
Юлия Снежко: Главное, что стоит понять родителям: аутизм — это не задержка развития. Довольно часто дети с аутизмом могут сами научиться считать, читать по-английски, собирать головоломки, не соответствующие их возрасту, победить на олимпиаде по какому-то предмету и успешно окончить вуз. Однако эти уникальные способности не помогают особому ребенку находить друзей и становиться самостоятельным, то есть не меняют качество их жизни. Поэтому родителям надо понимать, в чем состоит суть нарушений при аутизме и что мешает ребенку быть самостоятельным, даже если он получил высшее образование.
Основная «поломка» при аутизме — неспособность проходить динамические процессы.
Что это значит? В норме маленький ребенок уже с раннего возраста находится в состоянии учащегося: в него «встроена функция» личного интереса, он желает понять, как устроен мир, как работает его тело, как управлять игрушкой и всеми членами семьи. Фактически он учится использовать окружающих людей для достижения своих целей. Но чтобы от жажды новых познаний и открытий перейти к фактическим навыкам, он должен пройти необходимые процессы.
Они всегда начинаются с этапа неопределенности: к примеру, когда мы начинаем новое дело, то не знаем — понравится ли оно нам, получится ли добиться результата. Это требует от нас пройти этап дискомфорта и не сдаться, уметь подстроиться под партнера и ситуацию. Получив новый опыт, человек окрашивает его своими выводами и отношением.
Все эти процессы называются динамическими. Но в жизни есть и статические проявления.
Реакция на процесс, где есть один вариант ответа или четкая инструкция (что это? — корова; подай куклу — подал), называется статической. Здесь не нужен поиск решения или гибкость, все должно быть четко: желтое сортируем к желтым, звездочки к звездочкам. А вот игра в прятки (где же он? интересно, куда мог спрятаться?) — это динамический процесс. Поход в магазин за покупками по списку — статический, а вот диалог, разговор (даже с собой: что же приготовить, когда придут гости?) — динамический.
Юлия Снежко: При аутизме прохождение динамических процессов нарушено, а ребенок не находится в состоянии учащегося, поэтому неопределенность для него — катастрофа. Процесс исследования и присвоения нового опыта ему недоступен.
Когда мы влияем на эти ключевые нарушения (а на них можно и нужно влиять), то даем ребенку второй шанс на развитие.
Неявные признаки аутизма, которые могут проявиться в любом возрасте
Истерика у ребенка с РАС: что делать?
Родители часто сталкиваются с непониманием требований со стороны ребенка-аутиста: когда он кричит и даже впадает в истерику. Разумеется, это вызывает состояние беспомощности, в результате чего и родители начинают «заводиться» вместе с ребенком, ощущая сильнейшие эмоции гнева, бессилия, смятения, вины. Все это сильно изматывает и взрослых, и малыша.
Однако ситуации бывают разные. Со стороны ребенка может возникнуть сознательное непослушание: он что-то хочет и требует это с плачем, то есть ребенок все понимает, но не согласен с какими-то ограничениями. Но у детей с РАС такие сознательные манипуляции случаются очень редко. Чаще бывает состояние, когда им очень плохо по необъяснимой причине (перевозбуждены, напуганы, испытывают боль), и они кричат.
При этом ребенок не может вычленить конкретную проблему и объяснить, что заставило его переживать: к примеру, он может спокойно и радостно играть, но затем внутреннее состояние резко меняется — и происходит истерика.
Юлия Снежко: Во всех случаях причина истерики аутичного ребенка — незрелые процессы саморегуляции. Поэтому любой обычный для вас жизненный процесс (даже что-то хорошее) может оказаться катастрофическим для ребенка с РАС. Ведь он не может справиться ни с отрицательными, ни с положительными эмоциями, если они очень сильны.
В таких ситуациях ребенка бесполезно отвлекать или переключать (словами или предметами) на что-то другое. Ведь в состоянии аффекта познавательные и сознательные процессы у него полностью отключены.
Вообще процессы саморегуляции у ребенка формируются через мать или другого взрослого человека: именно так малыш учится регулировать себя. Когда растет обычный ребенок — родители даже не задумываются о формировании таких процессов, а вот ребенок с аутизмом требует того, чтобы взрослые работали с его саморегуляцией.
Юлия Снежко: Первое, что необходимо сделать взрослому рядом с возбужденным ребенком — успокоиться самому. Если во время истерики ребенок с РАС находится в безопасном месте — лучше отойдите от него, попейте воды, хотя бы пару минут посидите, абстрагируясь от ситуации, постарайтесь не включаться в нее. И только затем вернитесь. Вы можете эффективно помогать своему ребенку, только когда сами спокойны.
Вспомните: как взрослый успокаивает младенца? Качает его, обнимает, дает соску. Похожими телесными способами вы можете помочь аутичному ребенку справиться с истерикой. Можно с нажимом прогладить его тело сверху вниз или даже глубоко, ритмично и спокойно немного промять (но не пальцами, а основаниями ладоней с тыльной стороны). При этом можно что-то напевать, монотонно успокаивающе проговаривать или поставить фоном спокойную музыку. Все эти спокойные телесные движения и звуки будут восприниматься ребенком как конкурирующая информация — смягчающая его основную боль.
Когда ребенок начнет успокаиваться — можно дать ему попить и поесть что-то вкусное. При этом взрослому необходимо продолжать поддерживать свое отстраненное состояние и через собственное телесное воздействие передавать малышу спокойствие.
На самом деле, процессы саморегуляции очень важны, поэтому необходимо учить ребенка их развивать.