Человек, подвергающий любую информацию сомнению и перепроверяющий ее, у многих может вызывать раздражение. Но с другой стороны, это ценное умение, которое позволяет расширять понимание ситуации и принимать верное решение.
Ольга Романив, семейный психолог
Критическое мышление — это способность человека к анализу информации, ее интерпретации и вынесению собственных суждений. Человек с развитым критическим мышлением, как правило, не принимает на веру какую-либо полученную им информацию, а пытается ее перепроверить: найти источник, проанализировать разные версии и путем логических цепочек сделать собственный вывод по ситуации.
Очень сложно с критическим мышлением у тех, кто имеет определенные взгляды, систему ценностей и авторитеты, мнению которых он доверяет. Другими словами, если человек имеет убеждения, у него чаще всего отсутствует критическое мышление, потому что он не готов подвергнуть критическому анализу те ценности, в которые он верит, и те авторитетные мнения, к которым прислушивается.
На самом деле, большая часть из нас имеет по тем или иным вопросам определенные убеждения и не склонна принимать других позиций. Например, человек, верящий в бога, убежден в его существовании — он не анализирует источники и не делает выводов. Он просто убежден, поэтому его очень сложно переспорить и что-то ему доказать.
В идеале критическое мышление, конечно, должно закрепляться в детском возрасте. Ведь именно маленькие дети гораздо чаще. чем взрослые, проявляют признаки этого самого мышления, когда сомневаются в том, что вы им говорите, подвергают ваше мнение критике и высказывают собственные нетривиальные суждения по тому или иному вопросу. Ребенок, который не верит в то, что динозавры вымерли, и идет в интернет, чтобы проверить это, проявляет не упрямство и глупость, а критическое мышление — он хочет сам убедиться в том, что это правда. И это желание докопаться до истины в ребенке нужно поощрять и помогать ему в этом.
Выбирать себя, а не быть удобной: как перестать пытаться всем угодить
Унифицирование и стандартизация мышления чаще всего происходит в школьные годы, когда учителя от детей в классе ждут не разнообразия мнений, а единственного верного. И если для точных наук это, возможно, и правильно, то для гуманитарных разнообразие мнений, наоборот, должно приветствоваться, так как нет неправильных мнений, если человек свою точку зрения может обоснованно доказать. Именно споры, поиск доказательств, отстаивание своей точки зрения, умение выслушать другого человека и формируют в ребенке развитие критического мышления.
Бывает, что человеку повезло с образованием и его научили в институте (как правило, в гуманитарном) искать источники информации, сравнивать разные версии и делать выводы. У него есть такое умение. Но большая часть взрослых людей ленится искать и делать, гораздо проще следовать убеждениям и прислушиваться к авторитетным для них мнениям.