Каждый из нас совершает ошибки, и умение признать свою вину — это не просто формальность. Сказав «извини», мы не только снимаем с себя груз, но и открываем путь к восстановлению и укреплению отношений. Но как сделать это правильно?
Даже при старании избежать ошибок и ссор, иногда мы причиняем боль близким людям, поэтому извинения являются ключевым элементом в поддержании здоровых отношений.
Основы эффективного извинения
Важно произнести извинения для признания причиненной боли и выражения сожаления. Покажите желание исправить ситуацию как при намеренных, так и непреднамеренных действиях.
Покажите понимание влияния своих действий на другого человека. Извинения должны быть осознанными, то есть с понимаем того, за что мы раскаиваемся и какими действиями причинили боль.
Пример,
«Я понимаю, что, забыв про наш запланированный вечер, заставил тебя чувствовать одиночество и предательство».
Предложите план действий для предотвращения подобных ошибок в будущем. Признаком эффективного извинения является готовность приложить усилия для того чтобы похожая ситуация не повторилась в дальнейшем.
Пример,
«Я понимаю, что у меня есть проблемы с контролем эмоций, поэтому я буду предупреждать тебя о своем состоянии, когда мне нужно побыть одному».
Загладьте свою вину, предложив помощь в исправлении ситуации. Даже после извинений может оставаться боль от произошедшего. Важно предложить помощь и быть готовым к требованиям.
Пример,
«Я понимаю, что даже после извинений может оставаться неприятное ощущение и чувство обиды. Что я могу сделать, чтобы поднять тебе настроение?»
Пять языков извинений: учимся экологично завершать любые ссоры
Что делать нельзя
Извинения должны быть искренними и не использоваться для получения ответных извинений. Каждое раскаяние должно быть индивидуальным и основываться на желании исправить ситуацию. Важно думать о своих извинениях как о собственном поведении и не требовать насильно их от другого человека. Если другой человек не раскаивается, несмотря на ваши искренние слова, возможно, стоит обсудить это в другое время.
Извинения могут использоваться для перекладывания вины на другого человека. Извинения должны фокусироваться на ответственности за собственные действия, а не на ошибках других.
Пример,
«Извини, что я не предупредил о том, что задержусь, но ты тоже иногда работаешь сверхурочно из-за чего мы постоянно переносим наши встречи».
Извинения должны быть направлены на собственное поведение и его влияние на других. Попытки извиниться только за реакцию другого человека не являются правильными. Такие фразы не отражают понимание причин подобной реакции.
Пример,
«Мне жаль, что ты разозлился».
Извинения должны фокусироваться на ответственности, а не на оправданиях. Раскаивание должно подчеркивать понимание причиненного вреда, а не объяснение причин, и намерение измениться в будущем.
Пример,
«Извини, я был занят на работе, поэтому опоздал» или «Я повысил голос, так как был зол».