Все хотят быть красивыми. Даже несмотря на то, что стандарты красоты, которые мы видим на обложках журналов и на которые мы ориентируемся, имеют мало отношения к реальной жизни, мы все равно стремимся к ним…
Не так давно общество открыто стало говорить о том, что медиа навязывают стандарты красоты в виде неадекватной худобы. Начало этому процессу положили грустные события: модели стали умирать на подиуме и вокруг него от истощения. И весь мир узнал о том, что существуют такие болезни, как булимия и анорексия, и что это может быть смертельно. На этом фоне возникло движение «бодипозитив», которое призывало женщин бережнее относиться к своему телу и любить его в любой форме.
Его последователи активно предлагали не оценивать внешность и обещали, что это спасет мир от «болезни красоты» и расстройств пищевого поведения.
Как и все новое, бодипозитив стал модным социальным явлением. Недели моды ввели для моделей минимальный индекс массы тела, а журналы начали рекламную кампанию, которая провозглашала любое тело красивым. Многие классические бренды стали приглашать для участия в своих показах и съемках в каталогах моделей plus-size, которые раньше были интересны только специализированным маркам.
«Любить себя» действительно стало модно. Те люди, которые и раньше не имели проблем с лишним весом, начали, следуя советам модных изданий, «принимать свое тело», тогда как раньше, ориентируясь на другую моду, «относились к нему критически». Наступил век бодипозитива. Но наступил он не для всех.
Для остальных людей ничего не изменилось. Абсолютное большинство тех, кто хотел похудеть, продолжали (и продолжают по сей день хотеть) быть худыми. Конечно, бодипозитив дал свои плоды, но в масштабе социума они были практически невидимы. Женщина, которая за полгода поправилась на размер, никак не ассоциировала себя со смертями на подиуме. Для многих движение было лишь новым веянием странной моды, а недовольство своим телом – суровой реальностью.
Более того, грустный взгляд на билборд, где по-прежнему царили худые, высокие и молодые красотки, лишь укреплял уверенность женщин, что бодипозитив – это лишь очередное указание и осуждение. Теперь не только быть толстым, но и хотеть похудеть, стало чем-то постыдным – «ты ведь должна любить свое тело».
Изначально основной посыл был прекрасен: не нужно никого оценивать, не стоит критиковать свое тело. Но, к сожалению, хорошая идея не всегда приносит результат.
Сегодня многие блогеры и другие лидеры мнений защищают права женщины иметь лишний вес (как будто у нас его кто-то может отнять). Отлично! Но что это меняет для девочки, которую окружают более худые сверстницы и которую все время обзывают? Что это меняет для женщины, которая считает, что ей надо скинуть вес, иначе муж перестанет заниматься с ней сексом?
Бодипозитив работает по большей части лишь в иллюзорном мире журналов и в прогрессивном мире осведомленных, живые люди все так же продолжают страдать от несовершенства своего тела. Почему?
Суть в том, что наше отношение к себе и собственному телу не связано напрямую с миром глянца или идеями бодипозитива.
Мы, конечно же, не можем полностью игнорировать навязанные «стандарты красоты» хотя бы потому, что мы видим их в каждом журнале, но считать модные СМИ корнем зла было бы ошибкой. Это просто неправильное представление о причинах явлений. Что бы ни говорили феминистки, есть реальность нашей архаичной истории, нашей звериной природы, и это очень трудно менять. Базово женщина слаба физически и, чтобы выжить, ей нужно иметь какое-то преимущество. Даже сейчас, когда женщины, казалось бы, ни в чем не уступают мужчинам, социально они продолжают бороться с другими женщинами за первенство. У нас еще и воспитывают девочек в контексте красоты, которая является сильным преимуществом. И послание, которое мы несем детям, все еще имеет оттенок той конкуренции за сильного самца. Печально? Это просто реальность, не стоит ее игнорировать и не замечать того, что конкуренция у женщины встроена в базовые особенности характера.
Нужно ли менять эту ситуацию? Конечно, это необходимо, но если двигаться от следствия к причине, то на выходе получится, что хорошая идея существует отдельно от реальности. Так и случилось с бодипозитивом. Несмотря на лозунги, женщины не стали больше любить свое тело. Культ худобы – это всего лишь материал, на котором разыгрываются более древние и неискоренимые особенности человеческой природы. Это тема, где воплощается невроз, инфантильное представление об обязательном условии успеха. Уберем культ худобы, невроз найдет другую тему. Будут ли от нее меньше страдать и умирать? Вряд ли, так как страдают от внутреннего конфликта.
Реальная проблема кроется в инфантильном представление о мире «буду худой – стану успешной, меня будут любить мужчины, мне повезет». Если ребенка продолжать воспитывать в этой модели, ничего не изменится.
Мы с детства должны были быть встроены в систему ценностей, где неважно как ты выглядишь, а важно, какой ты человек. Принятие должно идти из семейных отношений, в которых растет ребенок, из любви матери и отца к нему. Сегодня мало кто из нас может похвастаться таким опытом. Но мы способны создать такие условия для наших детей, а нам, тем, кто в детстве не получил базу принятия, полюбить свои морщины и складочки поможет исследование своих переживаний, работа с психологом и просто внимание к своим чувствам.
Мир сложнее, чем прекрасные идеи бодипозитива. Но мы не сдадимся и будем стараться двигаться в правильном направлении.