Не каждая ситуация требует от человека оправданий и «явки с повинной» — иногда можно (и даже нужно) отвечать по-другому.
Извинения не всегда становятся показателем воспитания и нормой приличия. Просить прощения стоит в том случае, если поступок оскорбил присутствующих или был действительно опрометчив и неблаговиден. Однако привычка приносить свои извинения слишком часто может превратиться в разрушительный механизм, который не приносит счастья ни окружающим, ни самому «вечно виноватому».
Специалист по этикету Джоди Смит говорит, что извиниться вполне уместно, когда человек причинил боль или вред другому, но если «простите» становится чуть ли не словом-паразитом, возникающим в речи человека без малейшего на то повода, — это трудность, которую необходимо срочно преодолеть.
Склонность постоянно приносить извинения кому-либо из своего окружения еще не значит, что человек причинил вред и нанес ущерб. Скорее всего это один из аспектов его характера. Когда не стоит делать из себя «злодея» и в каких случаях не нужно просить прощения, рассказывают эксперты по этикету.
1. Если человек говорит то, то думает
Многие люди привыкли извиняться за то, что у них другое мнение. Страх высказать свои мысли не должен доставлять неудобства или тем более чувство вины. По мнению Жюля Херста, специалиста по этикету из компании Etiquette Consulting, каждый имеет право на свою точку зрения, поэтому вместо того, чтобы просить прощения за свою позицию, следует сказать «У вас очень интересная позиция, но я думаю по-другому».
2. Когда человек отклоняет приглашение
Если договоренность о встрече или мероприятии была заранее, то извинения — нормальная практика. Однако при получении спонтанного приглашения и вынужденного отказа не нужно чувствовать свою вину. В таком случае, говорит Херст, лучше всего поблагодарить за внимание к своей персоне и вежливо отказаться с указанием причины.
3. Если нужно попросить о помощи
В идеальном мире все приходят на помощи друг другу при любых обстоятельствах. На самом деле, мечту возможно воплотить в реальность, если не сосредотачиваться на своем чувстве вины и излишней навязчивости. Лучше всего сделать акцент на благодарности и признательности — это намного приятнее и тактичнее, утверждают специалисты.
4. Когда кто-то исправляет ошибку человека
Эта ситуация особенно актуальна в рабочей обстановке. Незначительные ошибки, которые заметил более внимательный коллега, могут помочь укрепить командный дух, если поблагодарить его за точность и неравнодушие к общему делу.
5. Если человек беседует о повышении
Подобные разговоры могут вызывать чувство вины и смущения, особенно у тех, кто не привык открыто отстаивать свои границы и интересы. Лаура Виндзор, основатель собственной Академии этикета, объясняет, что чрезмерное чувство вины подчиненного способно лишь углубить пропасть между двумя сторонами и ослабить позиции в глазах руководителя. Во время разговоров о работе необходимо стремиться к атмосфере сотрудничества и заинтересованности в процветании дела.
6. Когда человек чувствует себя некомфортно в мало знакомой компании
Самая распространенная ошибка, по мнению специалистов, просить прощения за то, что человек начинает общение первым или присоединяется к какой-либо группе. Точно так же нет никакой необходимости извиняться за воздержание от спиртных напитков — по правилам этикета можно не уточнять причину, поскольку она может быть довольно личной.
Как извиняться так, чтобы точно простили: 5 эффективных приемов
7. Если кто-то злится
Особо эмпатичные и чувствительные люди способны испытывать серьезный стресс, когда собеседник ведет себя агрессивно. Извинения помогут сгладить острые углы, но данная стратегия изначально провальная.
По словам Смит, в подобных ситуациях лучше всего занять позицию слушателя, помочь «злюке» разобраться в его чувствах и проблемах, найти источник его негативных эмоций. Такой план намного эффективнее в разрешении споров и конфликтов — при этом никто не чувствует себя без вины виноватым.