Эксперт рассказывает, как правильно выстраивать общение со старшим поколением и почему важно прежде всего себя вести разумно.
Таня Василькова, психолог, автор психологических комиксов «Навигатор для родителей»
По поводу бабушек и дедушек есть несколько нюансов. Когда мы ставим вопрос: как беречь от бабушек и дедушек границы детей и себя, то хочется обратить внимание, что обычно границы очерчивают для того, чтобы обороняться.
В итоге получается, что сама идея выстраивания границ от бабушек и дедушек — это идея про оборону, про борьбу. Так вот, если смотреть на бабушек и дедушек как на врагов, то от этого будет больше конфликтов, нежели мира.
Поэтому, чтобы обозначать экологично свои границы, нужно начать с того, что бабушка и дедушка — не враги. А это можно сделать только в том случае, если дети бабушки и дедушки будут их уважать, и это уважение передадут своим детям, соответственно, их внукам.
Правда в том, что бабушка и дедушка могут воспитывать так, как они захотят. И если взрослые дети начинают диктовать им, как воспитывать внуков, это говорит о проблеме отношений взрослых детей с их родителями, а не о проблеме границ.
Про уважение и иерархию
Границы можно соблюдать, когда есть простое чувство под названием уважение. И если дети уважают бабушку и дедушку, соблюдают их границы, то в этом случае сами бабушка и дедушка автоматически буду соблюдать границы детей и внуков. Это работает в две стороны, в одну сторону не работает.
«Мы ваши границы соблюдать не будем, но будем объяснять, как воспитывать наших детей-ваших внуков», — это неправильный подход.
Тогда в этом случае сами родители, то есть дети бабушек и дедушек,— становятся родителями бабушек и дедушек, поучая их, как воспитывать внуков. Причем их самих воспитывали их родители. Получается, родители воспитали детей, но дети будут воспитывать родителей, как воспитывать внуков.
Это про то, что яйца учат курицу. И в этом будет конфликт. Здесь для того, чтобы соблюдать экологично с точки зрения психологии свои границы, важно позволить бабушкам и дедушкам воспитывать внуков так, как они хотят. Так, как они это видят, и не перевоспитывать их. И в этом есть много плюсов, многие из которых родители, к сожалению, не видят. И вместо того, чтобы впускать плюсы, они начинают выстраивать баррикады и по сути враждовать.
Про коммуникацию
Многие мамы и папы считают, что они — лучшие родители. Например, мама уверена, что она знает, как воспитывать своего ребенка. И ей хочется, чтобы ее муж так же воспитывал и чтобы ее мама так же воспитывала, и мама мужа так же воспитывала, и ее папа, и папа мужа воспитывал так же. И чтобы было все одинаково и все заодно.
Но в этом есть опасность для ребенка — быть неприспособленным к жизни и к общению с другими людьми. Потому что когда родственники по-разному воспитывают: один разрешает, другой — запрещает, один улыбается, другой кричит, ребенок учится коммуникации с разными типами взрослых. Это становится его опытом.
И когда он идет в садик, в школу, начинает жить, общаться с людьми, потом строить свою карьеру, то у него благодаря этому многообразию коммуникаций есть варианты и способы, как договориться с разными людьми. Поэтому очень хорошо, когда в семье все воспитывают по-разному, и каждый сам выстраивает свои границы.
Про умение не вмешиваться
Сложность в том, что родителям кажется, будто им нужно как-то отстаивать границы ребенка в общении с бабушками и дедушками. Как будто бабушка и дедушка — это враг, а ребенок должен иметь оружие по борьбе с ними. Тогда это не про единство семьи, а про поле битвы.
Родителю важно не встревать в коммуникацию внуков и бабушек и дедушек. Как в пословице: «Две собаки ругаются, третья не лает». Ребенок в состоянии сам разобраться с бабушкой и дедушкой. И ребенок в состоянии сказать самостоятельно, что ему подходит, что ему не подходит.
Мама в этом случае не является спасателем. Потому что если мама пойдет разбираться с собственной мамой или свекровью о том, как нужно воспитывать их внука, то она становится по семейной иерархии выше бабушки или свекрови. Что в корне неправильно. Потому что приоритет у тех, кто пришел раньше в жизнь. И мама, выступая на стороне ребенка, автоматически становится против бабушек и дедушек. И это порождает еще больше конфликт. А ребенок может сам научиться договариваться или рассказывать бабушке и дедушке, что ему приемлемо, а что нет.
Про умение говорить «нет»
Ребенок всегда сможет самостоятельно договориться с бабушками и дедушками, если ему дозволено отстаивать свои границы с мамой и с папой. Для этого важно научить ребенка говорить «нет». Если ребенку дозволено говорить «нет» маме и папе, то он учится на родителях, как на тренажере, применять это слово. «Нет, я не готов», «я не хочу», «я не буду». Но очень часто бывает так, что ребенок не владеет этим словом. Тогда о каких границах с бабушками и дедушками может идти речь?
Например, мама, не спрашивая, обнимает ребенка, потому что ей захотелось обниматься. А ребенку в этот момент не хочется обниматься, и он вырывается из ее рук. Мам говорит: «Ты что, меня не любишь?» и даже обижается. Вот это — нарушение границ ребенка. По сути — ментальное оскорбление. Хотя редко когда мама и папа спрашивают ребенка, хочет ли он обниматься.
Прежде чем требовать от своих родителей соблюдение границ с их внуками, нужно научиться соблюдать границы самим — как по отношению к своим детям, так и по отношению к своим родителям. Например, дочка собралась в гости к маме и просто сообщила: «Я к тебе сейчас заеду». А, может, маме сейчас не к месту, чтобы дочка заезжала. Надо соблюдать границы и спрашивать разрешения.
«Обними меня!» и еще 5 фраз, которые бабушки и дедушки не должны говорить своим внукам
Про важность раздельного проживания
Самым важным условием соблюдения границ является то, что дети не живут со своими родителями. Тогда нарушение границ может быть либо при встрече, либо при звонке. Но если человек не хочет общаться, он может либо не рать трубку, а в момент встречи все зависит от того, на чьей территории проходит встреча.
Вместо заключения
Итак, для соблюдению границ важно научить ребенка говорить слово «нет», чтобы в семье это было принято. Также важно научиться говорить о своих чувствах, Чтобы ребенок мог сказать: «Когда говорят плохое о моих родителях, я чувствую боль».
Причем сказать обезличено, чтобы была причинно-следственная связь у оппонента. А главное — нужно самим родителям соблюдать границы бабушек и дедушек, а это означает — не учить их уму разуму.
И, конечно, нужно создать условия, чтобы не нарушались границы. Например, бесполезно ожидать соблюдение границ, когда родители и дети живут на территории бабушки и дедушки. Если они хозяева, то в их королевстве у них будут свои правила.