Сразу же после Beauty-программы моей собеседнице нужно было спешить на репетицию‚ поэтому пообщаться мы договорились на следующий день‚ непосредственно перед спектаклем... Вот она открывает дверь гримерки‚ приглашает меня внутрь - и спустя несколько мгновений я уже в эпицентре того чудесного‚ яркого и необыкновенного доброго вихря‚ имя которому Елена Чарквиани..
ДОСЬЕ
Актриса, певица, солистка мюзиклов «Дракула», We Will Rock You!, «Кошки», Mamma Mia!, «Красавица и Чудовище», «Обыкновенное чудо», «Карлсон, который живет на крыше», «Звуки музыки».
Окончила музыкальное училище имени Гнесиных и поступила на актерско-режиссерский Факультет ГИТИСа.
В 1985 году вышла замуж за композитора, поэта и певца Иракли Чарквиани и переехала в Тбилиси.
В 1993 году поступила в труппу Московского театра-кабаре «Летучая мышь».
В 1997 году вышла замуж за актера и режиссера Алексея Молостова.
В сентябре 2012 года выходит в прокат кинофильм с ее участием «Пока цветет папоротник».
С ноября 2012 года Елену снова можно будет увидеть и услышать в мюзикле Mamma Mia!, который возвращается в Москву.
ЕКАТЕРИНА ФАДЕЕВА («КРАСОТА & ЗДОРОВЬЕ»): Вы состояли в труппе первого в нашей стране театра мюзикла. Ощущаете себя первопроходцем жанра?
ЕЛЕНА ЧАРКВИАНИ: Мюзикл был популярен у нас задолго до появления в 1989 году театра-кабаре «Летучая мышь». Вспомните черно-белые кинокартины «Веселые ребята» и «Волга-Волга» — они создавались практически в то же время, что и легендарные бродвейские постановки, только назывались у нас не мюзиклами, а музыкальными фильмами. Но мне действительно посчастливилось поработать с Гришей Гурвичем, основателем первого в России театра мюзикла, напоминающего американские мюзик-холлы…
Для меня как для актрисы это была пора смелых экспериментов. Помню, на пробах я читала отрывок из пушкинского «Графа Нулина». Гриша вдруг попросил меня… начать заикаться, чтобы посмотреть, гожусь ли я на характерные, комические роли. Я всю палитру интонаций и гримас перепробовала — ни тени улыбки! Только когда в финале сделала акробатическое колесо, он расхохотался и сказал: «Годится!»
«К&З»: И зрители, и критики восторгаются вашими вокальными данными. Правда ли, что, поступая в училище имени Гнесиных, вы совсем не умели петь?
Е.Ч.: Да, это так. Приняли меня практически авансом — комиссии понравились мои актерские задатки, ну и, разумеется, слух у меня все-таки был. (Смеется.) Голос мне вытянули уже в процессе учебы.
«К&З»: Вы семь лет прожили в Грузии, где сильны певческие традиции. Что дал вам этот опыт в творческом плане?
Е.Ч.: Так сложилось, что после переезда в Тбилиси я полностью посвятила себя дому — мужу и воспитанию ребенка. Вокальный опыт получала исключительно в семейном кругу, но какого-то вакуума из-за отрыва от театральной среды не ощущала. Тем более семья мужа была необыкновенно интересной как раз в творческом плане. Мы могли ночи напролет разговаривать о театре, музыке, новых формах искусства…
«К&З»: В 1992 году начался грузино-абхазский конфликт. Ощутили на себе трудности военного времени?
Е.Ч.: Тяжело приходилось, но мы не унывали. Сын Максим к тому времени уже подрос, и я устроилась на работу в Тбилисский театр имени А. С. Грибоедова. Мизерная зарплата... Но на счету была каждая копейка, поэтому привередничать не приходилось. (Задумывается.) Помещение театра не отапливалось даже в мороз. Помню, зимой мы ставили «Яму» Куприна: зрители в зале сидели в тулупах и варежках, а мы на сцене от холода едва могли говорить — зуб на зуб не попадал... И неожиданно несколько старушек встали со своих мест, подошли, скинули плохонькие пальтишки и начали нас, актеров, укутывать… Когда слышу от коллег фразу: «Зал тепло реагировал», всегда вспоминаю этот трогательный эпизод.
«К&З»: Зал часто удивляет?
Е.Ч.: Случается. Например, Mamma mia! — очень женская история о судьбе матери-одиночки и ее дочери неожиданно для меня оказалась близка и интересна представителям сильного пола. Многие мужчины говорили, что после просмотра по-новому взглянули на внутрисемейные отношения.
«К&З»: Существует мнение, что актрисе музыкального театра не обязательно следить за внешностью. Ее главное оружие — не стройная талия и ухоженное лицо, а голос. Вы — живое опровержение этого стереотипа…
Е.Ч.: Приносить красоту в жертву голосу не обязательно. Он — драгоценность, достойная хорошей оправы.
Ухоженные, эффектные женщины в музыкальном театре были всегда. Например, мой педагог Елена Акимова, в прошлом актриса Театра оперетты, и в 80 лет выглядела безупречно элегантной, подтянутой и изящной. Идеальный макияж, стройная фигура, ниточка жемчуга на шее, гордая осанка — ею хотелось любоваться.
«К&З»: Но считается, что полнота для оперных певцов — это практически профессиональная особенность...
Е.Ч.: Еще недавно это действительно было неоспоримой истиной. Дело в том, что жировая прослойка гасит все дефектные звуки, делая звучание более гармоничным. Однако наращивание массы не единственный способ достижения идеального звука. Подтверждение тому — великолепный голос стройной и подтянутой Анны Нетребко.
«К&З»: Еще один стереотип — специальная диета для голоса. Сырое яйцо перед выступлением выпиваете?
Е.Ч.: Зачем же?! (Смеется.) Есть и другие способы укрепления связок. Каждое утро начинаю с особой дыхательной гимнастики. Кстати, она и от простуды защищает.
«К&З»: Ваши роли нередко требуют сложного, яркого грима. Как ухаживаете за кожей лица?
Е.Ч.: Увлажнение утром и вечером, натуральная маска в выходные дни — вот, пожалуй, и все. У меня хорошие гены. Мама в свои 75 лет выглядит намного моложе биологического возраста, у нее даже морщин практически нет. Она всегда мне говорила: «Не перекармливай кожу!» Следую ее совету.
«К&З»: Грузинскую кухню за годы, проведенные в Тбилиси, полюбили?
Е.Ч.: Да, и сама научилась хорошо готовить. Аджика, харчо, ткемали, пхали и сациви в нашем доме всегда приготовлены моими руками.
«К&З»: Есть ли у вас гастрономические табу?
Е.Ч.: У меня только одно правило — продукты должны быть натуральными и свежими, никаких полуфабрикатов или разогретых ужинов. Что касается модных диет — они не для меня.
«К&З»: Диетологи разрабатывают специальные рационы питания для спортсменов и артистов балета. Существуют ли подобные рекомендации для певцов?
Е.Ч.: Во-первых, из меню исключают слишком горячую, холодную и острую пищу. Она может спровоцировать раздражение слизистой гортани. Во-вторых, певцы стараются есть больше продуктов с высоким содержанием белка — во время звукоизвлечения мышцы напрягаются, как при тяжелой физической нагрузке, и требуют подпитки. Вегетарианская диета нам противопоказана.
«К&З»: Какими блюдами чаще всего радуете родных?
Е.Ч.: Предпочитаю разнообразие. Раз в неделю балую родных греческой, испанской или, например, итальянской кухней. Получается семейный праздник. Свечи на столе, национальные блюда (кстати, готовить их вовсе не так сложно, как многие думают), соответствующая музыка — затраты времени минимальные, зато сколько радости!
«К&З»: Какой вид отдыха предпочитаете?
Е.Ч.: Для меня отдохнуть означает выспаться. Если пользоваться самыми дорогими кремами, но при этом не высыпаться, никакой пользы от косметики не будет. Сплю не менее восьми часов.
«К&З»: В мюзикле «Красавица и Чудовище» вы сыграли... чайник. Тяжело ли было вжиться в образ Миссис Чайтон?
Е.Ч.: Вжиться несложно, а вот передвигаться в тяжелом, неповоротливом костюме — настоящая пытка. Мой чайник весил больше 20 килограммов. А в нем еще и танцевать приходилось! Но каждый раз, выходя на сцену, я слышала восторженные детские возгласы — и забывала обо всех неудобствах. Потом, кстати, поплатилась здоровьем за такое пренебрежение к себе смещением межпозвоночных дисков.
«К&З»: Как восстанавливались?
Е.Ч.: Взяла за правило как можно чаще ходить на массажи. В Москве у меня есть постоянный мастер. На отдыхе пробую местные спа. Мое недавнее beauty-открытие — остров Бали. Кроме аутентичного там потрясающе делают и тайские, китайские, шведские массажи. А какие там уходы для кожи! С шоколадом, какао, сливками, водорослями — попробуешь один и уже не в силах остановиться. Тем более стоят они совсем недорого... Даже мой муж Алексей, обычно консервативно настроенный в отношении спа, отважился на шоколадное обертывание.
«К&З»: Вам как кандидату в мастера спорта по фигурному катанию ближе аэробная нагрузка?
Е.Ч.: Я за гармоничные тренировки, прорабатывающие все группы мышц. Регулярно плаваю — это полезно для спины. Много хожу пешком, по возможности катаюсь на велосипеде, утром делаю обязательную растяжку — микс из йоги и пилатеса. Ну и, разумеется, на коньки встаю с удовольствием — ноги помнят!
«К&З»: А колесо, как тогда, на первом прослушивании, сделать сможете?
Е.Ч.: Если это потребуется для роли — справлюсь!