Серый, дождливый вечер. Я открываю дверь кафе «Чехов» и сразу забываю о промокшем пальто и негативных мыслях. В элегантном интерьере в стиле русского салона начала прошлого века меня встречает Ирина (@pegovairina) — невероятно обаятельная женщина и талантливая актриса. Ирина не любит давать интервью, но все же согласилась на недолгую беседу перед спектаклем.
Ирина, как вы считаете, есть ли в вашей карьере место везению?
Конечно! Наша профессия — во многом случай. Нужно оказаться в нужном месте в правильное время. А талант — это прикладное. Если еще и он добавляется к случаю, то вообще шикарно! (Смеется.) Есть мегаталантливые люди, есть гении, но, тем не менее, нигде не играют и никем не замечены. Поэтому все зависит только от звезд.
Расскажите, пожалуйста, о том, как вы пришли в МХТ им. А. П. Чехова. Как это случилось?
Все началось с приглашения Олега Павловича Табакова сразу после института. Я тогда отказалась. Но он каждый год мне звонил с конкретными предложениями, разными ролями и спрашивал: «Ну что, одумалась? Может быть, сейчас придешь?» Но я работала на тот момент у своего учителя в Мастерской Петра Фоменко и не думала уходить. Тогда, в 2003 году, спустя два года после выпуска, Олег Павлович, будучи художественным руководителем МХТ и «Табакерки», сделал хитрый ход конем и позвал меня сыграть в качестве приглашенной актрисы «Табакерки» (на сцене МХТ) роль Сони в пьесе «Дядя Ваня». И я согласилась, а уже потом, после декретного отпуска, перешла в труппу МХТ.
Как в таких легендарных местах принимают новых актрис? Кто-нибудь брал вас под свое крыло или, наоборот, приходилось ежедневно доказывать, что вы здесь неслучайно?
Все это бабушкины сказки! Все же нормальные люди и принимают такие вещи как данность. Если режиссер или художественный руководитель посчитал нужным взять эту актрису, значит, так должно быть.
Значит, актрисы — коллеги, а не соперницы?
Каждый коллектив — это отдельный организм, поэтому не знаю, как у других. Мне не на что роптать и жаловаться. Может быть, другая актриса скажет совершенно по-другому, ведь у всех судьбы складываются по-разному. Я каждый год репетировала, каждый год выпускала спектакли (и не по одному), и половина из этих ролей знаковые, о которых актрисы могут только мечтать.
Театр и кино — разные вещи. Где комфортнее?
Я люблю и то и другое. У меня в жизни есть кино, но хорошего кино очень мало. А в театре много хорошего. Театр — мое все! Это как поддерживать организм в тонусе, как настраивать скрипку. Если этого не делать, будет катастрофа. Конечно, все индивидуально. Кому-то, возможно, хорошо из без театра, а кто-то без него становится профнепригодным.
В театре каждый раз начинаешь с нуля, чувствуешь себя абсолютным ничтожеством (я говорю о себе) и не веришь, что что-то может получиться. Не знаешь, как начать работать, думаешь, что не справишься. Несколько месяцев рождаешь спектакль. А в кино бывает, что и репетиций нет. Мы не говорим, конечно, о большом кино, где есть репетиции, встречи с режиссером, обсуждения и т. д. Но такое было в моей жизни «три с половиной раза». Учитывая, что я в кино с 2002 года… Поэтому я радуюсь, когда есть пробы, потому что так хотя бы ты встречаешься с режиссером, получаешь понимание, на каком языке разговаривать. И это очень важно.
А что касается сериалов?
Я с удовольствием снимаюсь в сериалах, потому что всегда верю в то, что из этого получится что-то хорошее. Могут быть нюансы, которые меня раздражают, но в любом случае это всегда приятная компания, и кто-то обязательно есть, за кого можно ухватиться, как за спасательный круг, и спасаться вместе. (Смеется.)
Вам нравится, когда героини близки вам лично, или, напротив, интереснее играть абсолютно несвойственные вам черты характера?
Конечно, противоположности! Если героиня по духу близка, то мне и не интересно. Нет ни одного фильма или спектакля, где я была бы такой, какая я есть. Хотя всегда что-то свое вкладываешь. Вообще, когда играешь, как сказал один из учеников К. С. Станиславского Михаил Кедров, нужно идти от себя и как можно дальше. (Смеется.) Конечно, без «я» невозможна ни одна роль. В любом хорошем артисте всегда видна его личность.
Вы вносите свои предложения в роль?
Обязательно. А как же без этого!
Режиссеры это любят?
Как правило, да. Чем больше находок, тем богаче и глубже получается роль, конечно, если эти предложения оправданны. Понятно, что, если они совсем не в ту сторону, режиссер скажет: эту находку сдай в бюро находок. Но я же все понимаю и не буду делать хуже. Все всегда работают только на улучшение.
Что касается театра, как вы относитесь к некоторым современным постановкам с добавлением нецензурной лексики, чрезмерной откровенности сцен?..
Театр может быть любым, кроме скучного. Если это обоснованно, оправданно, если без этого нельзя, то почему нет? Мне приходится крайне редко видеть такое, но бывают случаи, когда я понимаю, что это прекрасно. Все может быть, если это нужно как язык для выражения режиссерской мысли, которая им движет. Конечно, есть крайние ситуации, от которых меня воротит и в которых я не хочу принимать участие.
Но вот у нас, например, есть спектакль «Пьяные» по пьесе Ивана Вырыпаева. Треть первоначального текста — мат. И мне безумно понравилась эта пьеса, я очень захотела там играть! Да, там было много мата, но ни одного лишнего! Но в момент, когда мы репетировали этот спектакль, вышел закон, запрещающий нецензурные выражения на сцене. Он вступил в силу практически в день премьеры, и нам пришлось играть без мата. И что бы вы думали? Все потерялось! Конечно, мы подобрали слова, обыграли все это, но получилось не то…
Как вы принимаете критику?
Я читаю рецензии. Но одно дело, когда слышишь критику от человека, который три раза в год ходит в театр, и совсем другое — от того, кто делает это очень часто, и не только в России, но и в мире. Мне интересно, поняли спектакль или нет. С другой стороны, как бы его там кто ни критиковал, если я уже полюбила эту роль и мне нравится играть с этими партнерами, то ничто и никто не повлияет на то, чтобы я перестала любить спектакль. Такое нечасто бывает. Но бывает.
Легко ли вы подстраиваетесь под образ и изменяетесь, в том числе внешне, если требуется?
Здесь другая ситуация. Когда режиссер видит артистку, то он исходит из ее имеющихся внешних данных, и в этом беда. Если прилепился к тебе штамп какой-то героини, так он с тобой и идет до скончания веков. Когда ты начинаешь предлагать — а может быть, мне это, то изменить, они говорят: «Нет, а зачем? И так хорошо. Оставьте пучок, хвостик, косичку». И никак не хотят уклоняться от этого образа русской барышни. Поэтому, когда я однажды коротко постриглась, это был жест отчаяния. Сделала себе ежик, потому что мне жутко надоел прилепившийся образ.
И как вам?
Шикарно!
И все равно отрастили…
Ну а как? Все говорят: «И что нам с этим делать?» Но я обязательно подстригусь снова, балдею от такой прически. Обратите внимание, что многие актрисы с короткими стрижками. Это очень удобно, и потом, длинные волосы в нашей профессии быстро портятся.
А приходилось ли, например, сидеть на диете?
В принципе я всегда на диете, стараюсь питаться правильно. Но никаких запретов у меня нет, могу съесть пирожное на ночь, но потом мне придется на тренажере часа полтора поработать. Я регулярно посещаю фитнес-клуб, иногда работаю с тренером, иногда без. Люблю ходить и по беговой дорожке, да и вообще по улице, если погода позволяет. Могу за прогулку 30 000 шагов находить. Стараюсь держать форму, хотя иногда это не выходит, но в отпуске получается очень хорошо.
Что больше всего нравится из косметологических процедур?
Мне нравятся разные обертывания, русская баня, как положено, с банщиками и сменой веников, но редко позволяю себе такую роскошь — очень жарко!
Иногда делаю аппаратные процедуры по телу, но нечасто. Мне больше нравится, когда работают руками. Конечно, при этом надо найти свои руки. Но должна сказать, что по отдельности это не имеет эффекта. Если нужен результат, то важно придерживаться трех вещей: правильное питание или диета, регулярная физическая нагрузка и косметологические процедуры. Это срабатывает только все вместе.
А что скажете о более серьезных эстетических процедурах?
Категорически против. Значит, человек не принимает себя. Но выбирать — право каждого. Другие пусть делают что хотят со своим лицом. Но это сразу видно — две подружки с одинаковыми носами и скулами вышли от одного врача. А потом, для актрисы это нездорово.
А вы принимаете старение?
Я — да! Мне очень нравится свое состояние, то, как я себя чувствую, как выгляжу, как думаю. Нравится быть взрослой. Я не стесняюсь, а радуюсь. Я себя принимаю, и тот переход, который обычно бывает болезненным для актрис, прошел у меня спокойно. Ведь одно дело, когда играешь девушек на выданье, а потом раз — и начинаешь играть мамочек. У меня сейчас две роли, где я играю 27-летних девушек, и это уже не очень, долго я их играть не смогу, потому что несоответствие будет слишком очевидным. Но у меня есть и такие роли, которые я могу играть всю жизнь. В одном из спектаклей в «Табакерке» у меня роль рассказчика, вот там можно играть в каком хочешь возрасте.
Конечно, когда я смотрю на себя со стороны, уже вижу определенные изменения. На одном проекте у меня даже случился не конфликт, но разговор с продюсером. Она просила меня убрать морщинки инъекциями… Зачем мне нужен замороженный лоб? А потом, нужны же разные артистки: с морщинами и без, всякие. Я с удовольствием пребываю в своем сегодняшнем амплуа. (Смеется.)
Вот, например, перед премьерой сериала «Галка и Гамаюн» поставили афишу, где была выбрана очень неудачная, просто чудовищная моя фотография с лицом как у поросенка. Я сначала расстроилась, но потом подумала: ну и хорошо, потому что героиня такая и есть. Именно такую я и играла: она вечно спотыкается, бесконечно ест, рвет колготки, ходит в пятнах и т. д. И по многим отзывам вижу, что людям это нравится, потому что я похожа на одну из реальных женщин. В кино же должны быть не только красотки, но и какие-то реальные люди.
Как вы относитесь к социальным сетям, ведете ли «Инстаграм»?
Да, для меня это еще одно место, где я черпаю энергию. Люди пишут, комментируют, желают, высказывают свое мнение. И в своем большинстве это любящие меня люди. (Смеется.)
Изначально, когда «Инстаграм» только появился, было немного неловко, я стеснялась выкладывать свои фото, но потом ничего, привыкла. Это тоже принятие себя. «Инстаграм», как и театр, и кино, — это часть нашей актерской жизни. Там зрители, которые могут сказать тебе свое мнение. Это обратная связь, прямое общение. И много времени на это не трачу, максимум полчаса в день. Есть время — захожу, нет — не захожу.
Над чем вы сейчас работаете?
Много всего — и новый фильм, и спектакль. Сейчас также готовлю по многочисленным просьбам своеобразный моноспектакль или скорее можно назвать его «творческий концерт». Я бы хотела больше гастролировать, и в этом плане завидую тем, кто много ездит и видит нашу страну во всем ее масштабе. В большинстве спектаклей, где я занята, такие грандиозные декорации, для которых нужны крутые механизмы, каких, кроме как у нашего театра, почти нигде нет, и поэтому мы не можем их возить.
А куда вы ездите на отдых?
Стараюсь миксовать пляжный отдых и прогулки по городам Европы. У нас хоть и большой отпуск, но в это время бывают съемки, поэтому все зависит от самочувствия. Если нужен отдых, устраиваешь, если нет — работаешь дальше. Например, когда снимали «Комиссаршу», весь отпуск сидела в Питере и снималась. А в этом году получился хороший отпуск, я много где побывала.
Что понравилось?
Что не нужно работать. (Смеется.) Я люблю возвращаться в те места, где уже бывала. Всегда нахожу в них что-то новое. Обычно езжу с сестрой, племянником и дочерью, я для них как проводник, и получаю удовольствие, показывая им места, где была. Мы обязательно берем машину и катаемся, изучаем, наслаждаемся.
Вы благодарны судьбе?
Все как должно быть, так и будет. Все предначертано, и мы здесь ничего не решаем. Мы можем пытаться на это влиять, сопротивляться, но все равно случится так, как Богу угодно.
Блицопрос
Любимый аромат на сегодня? Armani Code Luna, Giorgio Armani.Последний фильм, впечатливший вас? «Фаворитка» и «Джокер».
На чем останавливаете взгляд, когда листаете журналы? На личности.
Что привозите из других стран? Ничего! Никаких сувениров, только отдыхаю!
Ритуал перед спектаклем? К каждому спектаклю — свой. Например, к сегодняшнему — приходить ко второму акту. (Смеется.)