«Каждое желание дается вместе с силами, необходимыми для его осуществления. Однако для этого придется потрудиться». Слова Ричарда Баха раскрывают формулу успеха нашей героини. Наделенная талантом от природы, Ольга Кабо все время совершенствуется, и поэтому всегда интересна зрителю и режиссерам.
В одном из своих интервью вы сказали: «Для меня очень важно ощущать себя востребованной не только в качестве жены и мамы, но и актрисы». Как вам удается совмещать эти две сложные роли?
О. К.: Я считаю, что если женщина хочет быть личностью, если у нее есть любимое дело, профессия, в которой она востребована, если мир ее интересов велик и ей увлекательно прежде всего с самой собой, то она способна созидать и в жизни, и в семье. И я уверена, что и детям интересна мама, которая может им подарить другой мир, не просто нежность, любовь, домашний уют и заботу. Несмотря на то что я не частый гость дома, всякий раз готовлюсь к встрече с семьей так же, как к репетиции. Стараюсь придумать, чем мы будем заниматься, куда пойдем, вплоть до того что будем смотреть и после обсуждать. Для меня это тоже очень серьезный труд, потому что знаю: если я недодаю в бытовых вопросах, компенсирую это познаниями другого плана. Так всегда делала моя мама Аида Николаевна. Она была большим руководителем на телевидении, но любая свободная минута была посвящена мне. Правда, в то время это было немного проще из-за отсутствия мобильных телефонов, ее никто не дергал по работе, и она не ждала звонка от Спилберга. (Смеется.) Когда мы были вместе, мама перестраивалась на мой ритм жизни и жила моими интересами. В выходные мы выходили на улицу, она говорила: «Выкатились!» Точно так же мы теперь выкатываемся с младшим сыном.
А ваша дочь Татьяна в таких выходах участвует?
Татьяна — уже взрослый человечек, глубокий, мудрый, мне с ней очень интересно. Мы большие друзья. Вот сейчас у нее был выпускной экзамен в ГИТИСе (она окончила балетмейстерское отделение, курс В. М. Гордеева), поставила два одноактных балета, практически полноценный спектакль в двух действиях. Выбор был только ее. Первое отделение — «Лолита» по Набокову, второе — пьеса Сартра «За закрытыми дверями». То, что она сделала, вызывает уважение к ней как к профессионалу. И я счастлива, что дочь получила государственный гранд «Первый полет», учрежденный Министерством культуры Московской области для дебютантов. Танечка будет первой ласточкой, которая полетит в этом «Первом полете». Это очень важно для начинающих, потому что каждый из нас, когда выходит из вуза, еще очень беззащитный. Во время учебы нами все занимаются, учат актерскому мастерству, помогают развивать слабые стороны, чтобы расширить амплуа. Именно так делал С. Ф. Бондарчук, он говорил мне: «Не замыкайся на героине, тебе надо играть характерные роли». Поэтому я играла либо характерные, либо возрастные роли, а на дипломном — Раневскую в «Вишневом саде». То же самое происходит во время учебы и сейчас. Но когда современная молодежь выходит из института, они погружаются в полную неизвестность.
А как это было у вас?
У меня было все иначе. Я стала сниматься с 15 лет. По окончании института у меня уже было 20 картин, и предложения сыпались постоянно. Снималась, не останавливаясь, порой в нескольких картинах одновременно: днем — в Москве, ночью прилетала в Санкт-Петербург, утром садилась в электричку и переезжала в Выборг, а потом успевала перелететь в Крым. Моя жизнь, как говорила мама, была похожа на долину гейзеров. Это было так интересно! Вокруг были прекрасные режиссеры: Алла Сурикова, Игорь Таланкин, Эрнест Ясан, Сергей Тарасов, Лев Кулиджанов — люди, которые создавали наш советский кинематограф, стояли у его истоков.
Вы родились в семье инженеров, людей наверняка творческих, но далеких от большого искусства. Почему выбрали актерскую профессию?
Моя мама, учась на инженера, мечтала перейти в ГИТИС, но вышла замуж за папу и, видимо, уже не очень хотела что-то менять. В противном случае она пошла бы и сделала это. Но свои мечты она претворила в своей семье. В актерском плане это была я. Все, что касается пластики и балета, — в Тане.
Вы обсуждаете на семейном совете творческий процесс, работу над новой ролью, подготовку к премьере?
Да, конечно! Кстати, именно моя мама, бабушка Тани, посоветовала ей послушать оперу Р. К. Щедрина «Лолита», когда Таня готовила постановку дипломной работы. Мы втроем слушали музыку и в результате так были расставлены музыкальные акценты, так совпала пластика и музыка, что на просмотре бежали мурашки.
А Родион Константинович знает о том, что его музыка будет звучать в дебютном спектакле?
Конечно, он знает. Когда мы вышли на Родиона Константиновича, он так легко сказал: «О, молодая, начинающая, талантливая балетмейстер – пусть берет музыку, пусть моя музыка живет. Пусть берет и пусть делает». Он даже не стал обсуждать никакие коммерческие предложения. И для нас теперь главное — пригласить его на премьеру, которая будет в октябре.
Как вы думаете, то, что Таня пошла по творческому пути, связано с вашей успешной актерской работой?
Возможно, это и так. У нас даже есть некоторые жизненные переплетения, которые говорят о неслучайности выбранного дочерью пути. Я в детстве занималась в музыкальной школе им. Глиэра у педагога И. Ф. Шнитке-Катаевой, супруги Альфреда Шнитке. Очень часто она приглашала своих учеников к себе домой. Я приезжала в дом этих талантливых людей и играла на фортепиано, за которым писал музыку сам Шнитке. И второй спектакль по Сартру, который ставит Таня, тоже на музыку Шнитке. Так или иначе, личностные пристрастия присутствуют. И это очень ценно.
После окончании ВГИКа вы были очень востребованы в кинематографе, страна вас обожала. И тут вы поступаете на искусствоведческий в МГУ. Почему? Уж не думали ли вы тогда сменить профессию?
Все очень банально. Я была в положении Танечкой, у меня было много свободного времени, я не могла выходить на сцену, не могла сниматься в кино, мне надо было чем-то занять себя. И вот я придумала себе новое дело.
Почему именно искусствоведческий?
Во время учебы во ВГИКе некоторые предметы, если честно, я пропустила из-за постоянных съемок. Мне было стыдно перед самой собой, и я решила поставить себе галочку, что я хотя бы в искусстве разбираюсь. Но потом вникла в процесс, мне понравилось, написала много работ, и теперь, когда приезжаю куда-то на отдых, знаю, что нужно конкретно посмотреть, где это находится, составляю маршруты архитектурные, по музеям и выставкам. Для меня это собственная перезагрузка. И она мне очень помогает.
Константин Райкин как-то признался, что заставляет своих студентов писать сочинения на тему «Как я провел лето» и вообще письменно фиксировать сильные впечатления, чтобы повышать культурный уровень. Это, конечно, дело мастера. Как вы считаете, так ли это необходимо актеру?
Первый мой актерский опыт был в Театре Российской армии. Л. Е. Хейфец пригласил меня на роль Нины Арбениной в спектакле «Маскарад», а моим партнером был О. И. Борисов. И когда мы дошли до репетиции на большой сцене, Олег Иванович попросил меня прийти пораньше, а когда мы встретились - взял меня за руку, вывел на эту глобально огромную сцену театра с высоченными потолками, танковым въездом, огромным зрительным залом и спросил: «Что ты сейчас чувствуешь?». «Я чувствую себя лилипутом в стране великанов, и мне ужасно страшно», — ответила я ему. И Олег Иванович произнес: «Вот. Страх появляется только тогда, когда человек не личность. Эта архитектура тоталитарного режима — она создана, чтобы подавить человека. И чтобы это выдержать, нужно быть внутренне хорошо оснащенным. Сцена требует личности».
А нельзя просто выйти и гениально сыграть роль?
Я не могу. Мне нужно думать, анализировать, ошибаться, нервничать, страшиться. Если я не пройду внутренний путь своей героини, не оправдаю ее в самых жестоких поступках, я не сыграю роль. Актер становится на время репетиции психологом. Это очень сложно. В театре Моссовета я играю графиню маркизу де Мертей в спектакле «Опасные связи». Героиня жестокая, мстительная, она плетет интриги, убивает любовь, словом, в ней — вся палитра отрицательных чувств и эмоций. И я, когда репетировала роль, поняла, почему умная, филигранная, красивая героиня стала такой? Она недолюбленная! Если в жизни женщины нет любви, у нее сразу же портится характер, появляется зависть, злость. Женщина должна быть любимой. Но я очень люблю свою героиню и пытаюсь показать зрителю ту трагедию, которая происходит с этой женщиной. Поэтому не читать, не думать все-таки нельзя, иначе будут легковесные герои без судьбы, без души, которые никогда в жизни не запомнятся.
Вы член Ассоциации каскадеров России. Мы привыкли видеть там брутальных парней, а тут изящная, красивая женщина, как это случилось?
Я снималась в фильме Сергея Тарасова «Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии», а после в «Рыцарском замке», где героиня в совершенстве владеет лошадью и прекрасно сидит в седле. Во время съемки встал вопрос: либо брать каскадеров, которые будут дублировать меня, либо научиться ездить самой. Я выбрала второе. Сначала занималась конным спортом, чтобы быть хозяйкой своей роли, потом так вникла в процесс, что до сегодняшнего дня это мое любимое хобби, которое передалась моим детям — и Тане, и младшему сыну Вите.
А теперь предлагаю поговорить о красоте. В своем Instagram вы опубликовали снимок в купальнике черного цвета. Элегантно, сексуально, красиво. Ваш совершенный вид — это генетика или работа над собой?
И то и другое. Мама моя очень стройная, папа всегда был подтянут. Но и я прилагаю тоже усилия. В плане ухода за собой все зависит от моей ипостаси. Если я в Москве, у меня больше времени для посещения косметолога, с удовольствием отдаюсь в руки специалистов – обожаю массажи, обертывания, водные процедуры. А в поездке у меня всегда с собой средства по домашнему уходу – японские плацентарные маски, сыворотки, кремы, эссенции, то есть все, что входит в программу, которую подготовили для меня специалисты моей любимой клиники. На отдыхе стараюсь правильно питаться, больше двигаться, плавать. Просыпаюсь с восходом солнышка и «напитываюсь» его энергией, чтоб на год хватило.
Вы однажды сказали: «Я мечтаю стать старой! Не в смысле старухой — а по-настоящему зрелой женщиной в возрасте». Это прозвучало в контексте ролей, но все равно слишком смелое заявление. Неужели вы и впрямь не боитесь старости?
Это неизбежно. Но сейчас есть множество способов поддерживать молодость, в том числе и эстетическая косметология. Главное, чтобы ничего не менялось во внешности – только поддерживающий уход. Не стесняюсь своих морщинок. Хочу, чтобы по моему лицу мои дети видели, в каком я настроении — сержусь или радуюсь, горжусь ими или расстраиваюсь.
Что должно быть в женщине, чтобы ей вслед оборачивались мужчины? Вот так, как это было у вас с мужем, который увидел вас, сразу влюбился, сказал себе: «Я женюсь на этой женщине». И сдержал слово.
Когда женщина свободна, уверена в себе и живет в гармонии с собой, от нее пахнет женщиной. А когда постоянно в самокопании, сожалениях и недовольстве, свет тускнеет. И мужчины проходят мимо не оборачиваясь. В день, когда мы встретились с Николаем, я была в хорошем настроении, излучала внутреннюю свободу и была готова к переменам... Это вероятно оказало магическое действие на моего мужа.
Коротко о главном
Настольная книга? «Мой Пушкин». Марина Цветаева.Фильм, который смотрите снова и снова? «Унесенные ветром»
Для вас счастье — это? ...Жизнь.
Ваш уголок Москвы? Нескучный сад.
Любимый аромат? «Богиня» Amouage