Славянские мотивы в декоре и одежде – один из главных трендов этой зимы, неудивительно, что на отечественных фабриках активно развиваются народно-художественные промыслы. Министерство промышленности и торговли РФ собрало экспертов отрасли, чтобы в рамках выставки «Россия» на ВДНХ рассказать посетителям, как развиваются народные промыслы сегодня и как в этом помогают современные технологии и тренды.
«Народный художественный промысел снова возрождается. Возникает много коллабораций между творческими людьми, предприятиями и государством. Фабрики и заводы позволяют мастерам изготавливать уникальные изделия: произведенные на предприятии предметы украшаются и расписываются вручную. Таким образом мы сохраняем традиции и передаем их молодым умельцам», — рассказала 26 декабря на лекции в павильоне №34 генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина.
Как отметила спикер, интерес к народным художественным промыслам возник много веков назад: еще в конце XIX века по частной инициативе Сергея Морозова был образован Кустарный музей, куда привозили лучшие экспонаты со всей страны. А через некоторое время возник НИИ ТХП (научно-исследовательский институт традиционных художественных промыслов), где до сих пор продолжаются исследования традиционных художественных промыслов.
Чем Москва обязана гжельским ремесленникам
Сложные продуманные узоры с множеством переходов от синего до размытого голубого сразу выдают самый любимый в России вид народной росписи — гжель. Знаменитая бело-кобальтовая посуда сегодня такой же отличительный символ нашей страны, как матрешка и балалайка.
Мало кто знает, что в XVI веке в Гжели делали кирпичи, на которых до сих пор стоит половина Москвы, отметила PR-директор АО «Гжельский Фарфоровый Завод» Анастасия Праведнова. При этом, по ее словам, древние храмы столицы также обязаны Гжели — в них и по сей день сохранились голосники, которые использовались еще в кладке стен и сводов.
От папье-маше — к всемирно известному бренду
Пестрота красок, традиции и преемственность — всё это вобрала в себя Жостовская мануфактура, чьи подносы с ярким орнаментом на темном фоне известны по всему свету.
«Через 2 года фабрике уже 200 лет, но от трендов мы не отстаем — у нас есть социальные сети, мы также наносим жостовскую роспись на современные товары, чтобы изделия подошли любому, даже самому искушенному покупателю. На сегодняшний день фабрика является современным производством», — отметил генеральный директор ООО «Жостовская фабрика декоративной росписи» Андрей Климачев.
Знаменитые братья Вишняковы, от которых и пошла история Жостовской мануфактуры, изначально зарабатывали на товарах из папье-маше. Идея делать подносы из металла принадлежала Осипу Вишнякову — он с 17 лет проходил стажировку на отцовском производстве, но после ссоры с родителем ушел и открыл собственное дело.
О тонкостях ручного труда рассказала экскурсовод музея подносов в Жостово Екатерина Лисовая: «Традиционно подносы расписываются на коленях масляными красками и Кировскими беличьими кистями. За год художник использует почти 5 кг краски и около 96 кистей. Палитры у мастеров только стеклянные, а краски разбавляют льняным маслом и скипидаром с помощью железной линейки. Для украшения подносов часто используется золотая посыпка или даже сусальное золото».
Как русский стиль попадает на подиумы
Среди народных художественных промыслов есть и известные на весь мир матрешки, которые можно было встретить даже на празднике лаванды в Провансе во Франции, и, конечно же, легендарная хохломская роспись.
По ее словам, русский стиль сейчас особенно востребован в мировом сообществе. Так, в одной из коллекций Dior были представлены белые кружевные платья и сумки с похожим на гжель орнаментом.
«Народные художественные промыслы — это клад, который надо охранять и оберегать. Они помогают не только закладывать традиции и историю в воспитание поколений, но и развивать малые города и локальный туризм», — подытожила спикер.