Дарья Мациевская – хрупкая девушка, которая не побоялась кардинально изменить жизнь. Бывший военный журналист, она создала свой модный бренд, а затем придумала и организовала один из самых ярких и аутентичных фестивалей последних лет «Русские сезоны». Накануне открытия третьего по счету фестиваля мы встретились с ней для того, чтобы узнать, каково это – следовать за своей мечтой.
Даша, как ты решилась покинуть журналистику и уйти в мир моды?
Д.М.: Мой дизайнерский путь – это возвращение к истокам. Я еще в детстве любила рисовать наряды и регулярно наряжала и красила свою бабушку. И она, никогда не любившая макияж, вынуждена была ходить в магазин с голубыми тенями на веках и прочими плодами моей детской фантазии. (Смеется). Я ей очень благодарна за это: бабушка – педагог от бога, поэтому она всегда умела открывать в людях искру таланта и развивать ее. У меня всегда была страсть к сочинительству и нарядам, и она дала мне простор для самовыражения на этих поприщах.
Конечно, в какой-то момент я и оглянуться не успела, как обнаружила себя сначала учащейся на филологическом факультете МГУ, затем уже работающей военным журналистом, пиарщиком. И вот тогда, после сдачи очередного материала, мне в голову пришла мысль, а не создать ли коллекцию модной одежды. Она мне показалась абсолютно дурацкой, но на тот момент мой муж поддержал ее и сказал: «Рисуй!». И буквально заставил меня это сделать: брал меня с собой на свои деловые встречи, оставлял в машине и заставлял творить, отметая все мои возражения насчет чудовищности этой затеи. И я сама не заметила, как начала постепенно искать портных, учиться, планировать, отшивать, организовывать.
Конечно, самом деле, это была большая авантюра, но звезды сложились таким образом, что первая коллекция, которую мы показали на Неделе моды в Москве, была полностью распродана. И это, как я сейчас понимаю, огромная удача, но благодаря отсутствию опыта я не чувствовала страха – только вдохновение, которое делало меня смелой и даже наглой, и этой страстью я заражала всех окружающих, всех партнеров.
При создании следующих коллекций мой оптимизм немного уменьшился, потому что я стала критичнее к себе, стала анализировать ситуацию и в какой-то момент начала изводить себя мыслями, кто я в этом бизнесе и какое место смогу занять, если есть такие гиганты, как Chloe, Gucci, Dolce&Gabbana и очень крепкие российские дизайнеры. И эти мысли – некий стоппер, потому что ты начинаешь бояться и становишься перед выбором – либо оставить эту затею, либо проявить твердость и продолжать развиваться.
Ты продолжаешь делать коллекции одежды или сосредоточилась на «Русских сезонах»?
Д.М.: Конечно, продолжаю! Сейчас я как раз сейчас работаю над новой коллекцией. Мы, как правило, делаем не сезонные, а капсульные коллекции. Многие маленькие дизайнеры поступают аналогичным образом, потому что капсульные коллекции с ограниченным количеством луков – это не сезонная история, а сказка, которую ты хочешь рассказать.
Но в этом году у меня важное событие: новая коллекция выйдет под новым брендом. Я, наконец, созрела, чтобы выпускать вещи под своей фамилией. В течение полугода мы разрабатывали новый логотип, в результате такого затянувшегося ребрендинга Villa Turgenev перевоплотится в Daria Macijewska. Я очень долго не могла придумать, как лучше написать мою длинную фамилию, чтобы было стильно, звучно и визуально мне нравилось. Но потом вспомнила, что у меня есть польские корни, поэтому написала свою фамилию на польский манер. И новый логотип сразу сложился.
Чем обусловлено такое решение?
Д.М.: Предыдущее название бренда – Villa Turgenev – накладывало определенные ограничения, так как образ тургеневской девушки в сознании людей сложился уже вполне определенный. А мне хочется другого, и меня эти жесткие рамки тормозят. Сейчас хочется драйва. Мне, конечно, по-прежнему свойственна в работах нежность, но при этом хочется добавить провокации и сексуальности.
Каковы основные модные тенденции нового сезона, на твой взгляд?
Д.М.: Я не могу сказать, что я суперэксперт в мире моды, но я бы выделила две глобальные тенденции: с одной стороны, это формообразование в одежде, с другой –стилизация, связанная с 80-ми годами прошлого века. Сейчас актуальны широкие пиджаки, сочетание, казалось бы, несочетаемого, диско, провокационность а-ля Гоша Рубчинский, который, к слову, невероятно крут. Сейчас мода – это история, связанная с протестом, провокацией, образом хулигана.
А какие дизайнеры тебя вдохновляют? На каких русских дизайнеров ты можешь ориентироваться?
Д.М.: У нас есть классные марки – Nina Donis, Александр Терехов, Алена Ахмадуллина, Арутюнов – на самом деле их очень много, и они совершенно прекрасны.
Но вообще мне сложно ориентироваться на любимых дизайнеров, потому что для меня это слишком высокий уровень, поэтому зачастую я вдохновляюсь брендом-сказкой. Для меня российский бренд №1 – это Ульяна Сергиенко. В ее коллекциях всегда наблюдаются такая виртуозность и новизна в сочетании с вполне узнаваемым стилем.
Ты участвовала с первой коллекцией в Московской Неделе моды, а я часто слышу, что модные показы – это прошлый век. Что ты по этому поводу думаешь?
Д.М.: Я не считаю, что показы – это прошлый век. Показы – это очень красиво. Это настоящее шоу. И большой красивый показ для меня – это лучше, чем театр. Но сейчас для меня участие в показах – это вопрос приоритетов и того, что мне нужно больше. Это не значит, что я не хочу в них участвовать, но прошлую коллекцию мы представляли очень красивым лукбуком, и в данный момент это оптимальная для меня форма презентации. Если уж делать показ, то это должна быть очень выверенная и цельная история.
А что ты думаешь про новую движущую силу – модные блоги?
Д.М.: Они имеют право на существование. Но мне кажется, что по-настоящему хороших, грамотных модных блогов не так уж и много. И надо помнить, что блог – это работа, а не развлечение, и надо относиться к этой работе честно и ответственно.
А как тебе пришла в голову идея создать фестиваль «Русские сезоны»?
Д.М.: Идея тоже пришла сама собой. Когда я работала военным корреспондентом, поняла какие-то вещи про свою родину, осознала, что я люблю свою страну. И когда мама подарила мне оренбургский платок, в моей голове сформировалась идея объединить русские народные традиции с модой. И я ей загорелась, стала развивать ее в своей голове, а потом просто пошла напролом с ней: уговаривала людей, заражала их своей верой в проект. И все сложилось. Это уже третьи «Русские сезоны».
В прошлом году у вас был масштабный круглый стол. В этом году тоже планируется какая-то просветительская деятельность, дискуссия?
Д.М.: В этом году мы провели конкурс молодых дизайнеров, чтобы они попробовали соединить свои идеи с народными промыслами. Куратором конкурса я позвала выступить Наташу Туровникову. Мы были ошарашены тем, сколько заявок пришло! Среди них были невероятно красивые работы. Когда мы отсматривали их, были приятно удивлены тем, что молодые ребята не только талантливы, но и умеют свои идеи реализовать.
Мы отобрали 10 самых крутых и позвали принять участие в проекте 5 промысловых фабрик. Результаты представим в ЦУМе на выставке.В этом году мы проводим и деловую программу: лекторий и дискуссию для предприятий, дизайнеров, бизнеса, экспертов. Нас уже третий год поддерживает Минпромторг России, в этом году партнерами выступают ЦУМ и SMEG, с которыми мы сделали экспериментальную серию бытовой техники «A la Russe». Ее презентация состоялась в Посольстве Италии в России и будет представлена с 30 мая по 5 июня в ЦУМе в рамках выставки. Эта линейка бытовой техники с грифоном, жар-птицей, птицей-гамаюн и фараонкой приурочена к 10-летию бренда в России и является русской интерпретацией коллекции Sicily is My Love, созданной брендом совместно с Модным домом Dolce&Gabbana и представленной на неделе международного дизайна в Милане.
Ты девушка занятая: у тебя два больших проекта. Как такой ритм жизни сочетается с личной жизнью?
Д.М.: Сейчас я в разводе. Это, конечно, эмоционально очень тяжелая история, будто маленькая смерть, но вместе с тем она стала временем огромной работы над собой. После развода я стала совершенно иначе относиться к людям, к себе, своему телу. Такое внутреннее развитие требует много сил и времени, особенно в сочетании с работой над моими проектами. Честно говоря, я только в последние месяцы перестала не думать о жизни как о большом проекте и научилась расслабляться и отдыхать. Сейчас у меня нет семьи, но у меня очень насыщенная и интересная жизнь, есть друзья, родители, родственники, которые доказали, что я могу упасть на спину.
Честно говоря, и свою женственность в полной мере я ощутила только после развода. Сейчас я чувствую себя более юной, это как возрождение к новой жизни.
А как ты за собой ухаживаешь?
Д.М.: Я стараюсь высыпаться и занимаюсь балетом. Еще я очень люблю массаж, а вот к косметологам пока не хожу. Я адепт идеи того, что все в нас заложено генетикой, и то, как мы выглядим, зависит по большей мере от нашего образа жизни. Поэтому я просто регулярно использую свои любимые уходовые средства от Chanel и Eisenberg.
Мне кажется, внешность человека зачастую сильно зависит от его внутреннего состояния. Когда он раскрывает в себе какой-то потенциал, то удивительным образом меняется, и это неизбежно замечают окружающие.