
Вы когда-нибудь покупали что-нибудь, чтобы улучшить настроение после тяжелой недели? В таком случае, вы являетесь членом клуба людей, страдающих от «бездумного шопинга». Рассказываем, откуда появился термин и как бороться с этой привычкой.
Многие люди на протяжении десятилетий пытались справляться со стрессом с помощью небольших или даже больших покупок: необязательной чашки кофе в дорогой кофейне, нового платья или сумки из вишлиста. Чего стоит одна Керри Брэдшоу с ее необоснованной страстью к обувному шопингу, который очень часто доводил главную героиню «Секса в большом городе» до финансовых проблем. Современная проблема заключается в том, что жертвами так называемого doomshopping, или «обреченных» покупок стали почти все представители молодого поколения и многие из средневозрастной группы. Решили разобраться, с чем это связано и как все-таки избавиться от этой вредной привычки.

Почему мы лечим стресс покупками?
У страсти как молодежи, так и зрелых людей к спонтанным покупкам, которая, как кажется, с каждым годом становится все серьезнее и серьезнее, есть несколько возможных объяснений. Первой причиной, которая особенно относится к младшим представителям поколения Y и старшим зумерам, является тяжелое экономическое положение во всем мире, которое просто не позволяет молодым даже задуматься о серьезных покупках вроде недвижимости или личного транспорта. Это приводит к тому, что люди, находящиеся в возрастном диапазоне между 25 и 35 годами, часто оказываются с так называемыми «свободными деньгами», чего не случалось в прошлом.
Наличие этих самых «свободных денег» приводит к перепотреблению: регулярным и необязательным походам в кафе и рестораны, а также к тому самому «импульсивному шоппингу», в рамках которого человек, которому в целом ничего не нужно, начинает покупать довольно дорогие и часто бесполезные предметы. Это происходит не только по вине «свободных денег» и не только с молодежью. Второй причиной, по которой doomshopping стал настоящей проблемой 2020-х годов является агрессивный маркетинг, который научился оказывать влияние на психику человека повсюду: на улице с помощью наружной рекламы, в социальных сетях и на информационных онлайн-порталах, а также с помощью классической привычной рекламы.

Психике современного человека оказывается сложно сопротивляться такому потоку, что приводит к следованию за главным требованием маркетологов брендов — покупать больше, даже если ничего не нужно. Модная индустрия, известная в XXI веке быстрыми сменами трендов и очень настойчивой рекламой, в этом году активно критиковалась со стороны общественности и медиа. Перепотребление, вызванное «импульсивным шопингом», с каждым днем становится все более серьезной проблемой, от которой страдает все больше людей.
Как отказаться от этой вредной привычки?
Если вы узнали в описании жертв «обреченного шопинга» себя, то пришла пора задаться вопросом, не вредит ли вам ваша страсть к постоянным покупкам. В том случае, если вы все-таки решите, что проблема все-таки существует, рассказываем, что делать, чтобы попытаться ее решить.

Оценка перед покупкой
Прежде, чем совершить очередную покупку, подумайте о том, не связано ли ваше желание с негативными эмоциями, накопившимися за какое-то время, и правда ли вам нужна вещь, которая лежит в корзине.
Оценка после покупки
Подумайте и оцените вещи, купленные вами за последнее время: всеми ли из них вы в итоге пользуетесь и жалеете ли о некоторых из них. Если ответ окажется положительным, возможно, вам не нужна еще одна покупка, которую может постигнуть та же судьба.
Поиск здоровой альтернативы
Возможно, что победить тягу к импульсивным покупкам поможет более здоровая альтернатива, которая поможет справиться со стрессом: занимайтесь спортом самостоятельно и в зале, запланируйте генеральную уборку или просто сходите на прогулку.