Агрессивная и опасная опухоль мозга, которая погубила много как обычных людей, так и известных личностей, например, Жанну Фриске и Дмитрия Хворостовского, и с которой отчаянно борется Анастасия Заворотнюк, возможно, скоро будет побеждена. Выращенные в лаборатории органоиды из клеток мозга могут содержать ответы на вопрос, как лечить глиобластому.

Ученые не первый год бьются над поиском лекарства от глиболастомы, но пока их усилия были тщетны. Опухоль агрессивна, быстро растет и плохо поддается терапии традиционными методами. Выращенные в лаборатории отдельные органоиды головного мозга, полученные из собственной глиобластомы пациента, наиболее агрессивной и распространенной формы рака мозга, могут дать ответы на вопрос, как лучше всего его лечить. Новое исследование Cell, проведенное исследователями из Penn Medicine, показало, как органоиды глиобластомы могут служить эффективными моделями для быстрого тестирования и разработки стратегий лечения.
Рак мозга: глобальная проблема
Мультиформная глиобластома (GBM) остается наиболее трудной из всех изучаемых и известных форм рака головного мозга, в основном из-за разнородности опухолей. Подходы к лечению, такие как операция, лучевая и химиотерапия, не дают высокой эффективности. Более новые персонализированные клеточные методы, доказали, что они замедляют рост опухоли и в течение некоторого периода времени у пациентов могут исчезать все симптомы. Тем не менее, опухоль всегда может вернуться.Хотя врачи добились определенных успехов в исследованиях глиобластомы, доклинические и клинические проблемы сохраняются, мешают приблизиться к более эффективным методам лечения. Проблема глиобластомы в том, что она растет хаотично и непредсказуемо, не имеет капсулы и четких границ.
Чтобы изучить глиобластому, нужны ее клетки, которые можно просмотреть под микроскопом. Лабораторные органоиды мозга, полученные из тканей пациента и выращенные до размера, не превышающего гороха, помогают в диагностике и подборе лечения. Например, они могут показать генетический состав, гетерогенность пораженных клеток мозга и архитектуру опухоли. Эти модели позволяют исследователям воссоздать ключевые особенности больного мозга пациентов, чтобы помочь составить более четкую картину их рака, и исследовать способы, как наилучшим образом атаковать его.

Также на этих экспериментальных клетках можно заранее опробовать химиотерапию или другие методы лечения, чтобы оценить их эффект, не подвергая человека риску. Это те же клетки опухоли, но они растут вне мозга, но сохранят все патогенные свойства. Органоиды опухоли головного мозга, разработанные исследовательской группой, могут использоваться гораздо быстрее. Это важно, потому что текущие схемы лечения обычно начинаются через месяц после операции, и за это время нужно подобрать эффективные схемы терапии.
Эти результаты подчеркивают потенциал для тестирования и лечения глиобластом с индивидуальным подходом. Используя такие модели рака, врачи могут подобрать для каждого из больных самое эффективное сочетание препаратов.
Существует ли связь между онкологией и ЭКО? Читайте наш материал на эту тему по ссылке.