Благодаря Зигмунду Фрейду миллионы людей в поисках счастья идут к психоаналитику, психологу, психиатру… Но можно ли «осчастливить» человека, если сам себе разрешения на то он еще не дал?
Как известно, матери у психоанализа не было, а своим появлением на свет он обязан отцу – австрийскому психологу, психиатру и невропатологу Зигмунду Фрейду, в конце 19 века разработавшему уникальный метод лечения психических расстройств. В современном мегаполисе классический подход Фрейда претерпел существенные изменения, превратившись в психоаналитическую терапию.
Современный психоанализ выстраивает причинно-следственную связь и побуждает пациента «расти», быстро находить и принимать решения. Он призван научить человека быть самому себе и отцом, и матерью, обходясь без посторонней помощи.
Почему и как Фрейд догадался уложить на кушетку своего первого пациента, не знает никто, но расхожий анекдот утверждает, что ему просто было неохота по 8 часов в день смотреть клиентам в глаза.
Диагностика пациента – процесс творческий, но контролируемый. Оговорки и толкование снов по Фрейду, метод свободных ассоциаций и перенос на аналитика моделей поведения – лишь немногие «ключи», открывающие путь к бессознательному.
Виталий Гавриленко, клинический психолог Психологического кабинета «Другое окно», к. м. н., доцент кафедры психологии НФ МГЭИ (г. Новороссийск)
Сколько беременностей по статистике заканчивается выкидышем или абортом? Оказывается, достаточно много – 20-25%, причем в четверти случаев из них причина произошедшего для врачей остается неизвестной.
У психологов и психотерапевтов на этот счет существует свое объяснение, которое укладывается в термин «психологическое бесплодие»: он вмещает в себя неосознаваемые внутрипсихические конфликты, то есть страхи и установки, связанные с темой материнства. Они незримо для самой женщины оказывают блокирующее действие на возможность наступления зачатия.
Это происходит, когда борьба женщины за материнство становится для нее сверхценной идеей, а в итоге – причиной депрессии и повышенной тревожности.
Как ни парадоксально, такие женщины на сознательном уровне очень хотят забеременеть и постоянно говорят об этом, но на бессознательном – испытывают иррациональное нежелание родить ребенка.
Если же обратиться к физиологии и нейроэндокринной системе, то в механизме зачатия задействованы гипоталамус (нервная ткань) и гипофиз (жилистая ткань): именно они «переводят» на уровень тела то, что человек чувствует в плане эмоций.
- Во-первых, ановуляторные менструальные циклы, при которых развитие фолликула, образование желтого тела и овуляция отсутствуют. При этом не происходит выделение и созревание доминантного фолликула или он на определенном этапе подвергается обратному развитию. Возможно также подавление овуляции с образованием фолликулярной кисты и гибелью созревшей яйцеклетки.
- Во-вторых, дисгормональные нарушения, приводящие к нарушению процесса пролиферации функционального слоя эндометрия в фолликулярную фазу менструально-овариального цикла.
- В-третьих, недостаточность прогестероновой фазы, которая негативно сказывается на процессе имплантации оплодотворенной яйцеклетки и способная спровоцировать ее отторжение.
- В-четвертых, изменение структуры и кислотности шеечной слизи, что препятствует проникновению сперматозоидов из влагалища в полость матки.
Все эти расстройства (их обычно замечают гинекологи) психологи относят к психосоматическим, которые запускают механизм «гипоталамус-гипофиз» и из-за которых происходит функциональный сбой. Причиной таких расстройств является именно внутрипсихический конфликт.
Внутрипсихический, или внутриличностный конфликт
Это конфликт между сознательной и бессознательной частями личности, которые хотят разного.
Если посмотреть на историю взросления девочки, то каждая проходит этапы психологического развития, одним из которых является сепарация от родителей, другим – начало половой жизни. И, наконец, первая беременность становится переходом из состояния девушки в общество женщин. В момент наступления беременности у будущей мамы запускается механизм тех переживаний, которые она испытывала до 6-летнего возраста — когда девочка была со своей мамой единым целым.
Если мама девочки была холодной, не давала эмоционального отклика на переживания дочери, то при наступлении беременности последняя может переживать нарциссическую идентификацию с плодом как с собственным Я в глубине материнского тела. Это и есть внутрипсихический конфликт — когда происходят баталии сознательной и бессознательной частей личности.
Во время конфликта также запускается амбивалентность чувств – положительных и отрицательных эмоций к матери. И один из способов пережить баталии внутреннего конфликта — запустить механизм выкидыша или самопроизвольного аборта. Если же мама проявляла заботу, внимание к дочери, то у беременной происходит вторичное принятие мамы через свой плод.
Другой вариант конфликта — когда женщина не хочет беременеть от конкретного партнера: он может ее устраивать, к примеру, только с материальной точки зрения, но как мужчину и будущего отца ребенка она его видеть не желает.
Что может современная психотерапия
Историю Фрейда с кушеткой продолжил другой немец – основоположник направления символдрамы, психотерапевт Ханскарл Лёйнер. Он тоже предложил размещать пациента в удобном кресле, дабы тот мог расслабиться и пофантазировать на заданные мотивы, которые выбраны психотерапевтом заранее.
Символдрама хороша тем, что весь конфликтный материал представляется пациенту в виде метафоры, и затем ему предлагается некое путешествие по образу, где его сопровождает и ведет психолог, предлагающий предпринимать определенные действия в этом образе. Сеанс длится 20—40 минут, после чего пациента выводят из состояния символдрамы. Итогом работы становится рисунок, который затем обсуждается с психотерапевтом. Таким образом происходит соприкосновение с бессознательным конфликтом на уровне метафоры.
Стандарт материнства
Американский психолог и психиатр Эрик Берн написал несколько трудов о «жизненных сценариях», в соответствии с которыми мы себя ведем в течение жизни. По его утверждению, эти сценарии берут начало в детстве и определяются нашими родителями в соответствии с их жизненными установками. Словом, «что посеешь – то и пожнешь»: кирпичики нашей судьбы закладываются не только родителями, но и теми, кто их растил, – бабушками, дедушками, воспитателями.
В представлении каждой женщины есть свой «стандарт материнства», который формируется очень сложным образом в так называемом онтогенезе родительской сферы. И для того, чтобы в организме осуществилась сложная и затратная функция материнства, женщине необходимо найти соответствие этому «стандарту». Существует определенная связь между родительским отношением и стилем воспитания ребенка. Именно эта связь решает, когда именно женщина будет готова стать матерью.
«Стандарт материнства» может быть осложнен тяжелым течением беременности или патологическими родами, через которые пришлось пройти ее матери. Другими «осложнениями» могут стать ранняя разлука с матерью, невозможность кормиться грудью, первый неудачный сексуальный опыт и многое другое – этими опытами и вышивается узор жизни будущей женщины. Однако тут важен не столько сам опыт, сколько отношение женщины к нему. А отношение – это то, чему научили в семье каждую конкретную девочку.
Попробуйте вспомнить – когда и откуда у вас в голове сформировались определенные установки: «рожать детей можно только в браке», «нет свободной комнаты – ребенку негде жить», «не хочу плодить нищету», «не рожу ребенка – муж меня бросит» – и вы вспомните голос своей мамы, бабушки или тети...
Все познается в сравнении, и о разновидностях «стандартов материнства» можно говорить бесконечно. Наверное, сколько женщин – столько и стандартов. Однако среди них есть самые распространенные моменты, которые отмечают психологи. И один из них – желание угодить матери.
«Желание заслужить одобрение матери ведет к непрерывному противостоянию, – утверждает психолог Розалинда Барнетт. – Сегодня увеличивается число молодых женщин, испытывающих давление со стороны своих матерей, которые хотят видеть дочерей преуспевающими, хотя сами такими никогда не были. А дочери не всегда могут разграничить, что они делают по собственному выбору, а что в угоду матерям».
Одна из пациенток доктора Барнетт, которая не вышла замуж, но вполне счастлива и удовлетворена длительной моногамной связью, рассказывает: «Оглядываясь назад, я вижу, что наши отношения с матерью стали ухудшаться, когда я решила делать карьеру, что, по понятиям матери, годилось только для мужчин. Она хотела иметь внуков и до сих пор не может мне простить разрыв с мужчиной, который должен был стать врачом и происходил из богатой семьи. По ее мнению, я все испортила, и она по сей день не дает мне забыть об этом. А было это двадцать лет назад».
Человек – саморегулирующаяся биологическая система, которая в течение жизни может менять свои ценности и установки. Некоторым для этого достаточно прочесть нужную книжку, другим – поговорить с психологом, третьим – совершить ряд ритуалов в священном месте. Главное – создать условия для изменения ценностно-смысловой сферы. А когда она поменялась, все происходит как бы «само собой».
И все же главной причиной жизненных перемен остаются не усилия врачей и психологов, а осознанное решение женщины. Доктора могут помочь и подготовить к материнству, но осчастливить женщину без ее собственного желания не в силах никто.