Помните знаменитое блоковское: «Ночь‚ улица‚ фонарь‚ аптека»? Прогуливаясь вечером по городу‚ можно бесконечно повторять эти строки: современные аптечные сети буквально опутали все улицы и переулки.
Сегодня в рейтинге популярности лидируют аптеки «36,6», «Доктор Столетов», «Ригла» и «Старый лекарь». По данным аналитической группы Romir Monitoring, для 55% москвичей большое значение имеет месторасположение аптек — чем ближе к дому или офису, тем лучше. Качество товара интересует 46% опрошенных, а на стоимость лекарств обращают внимание 4%. Ну и, конечно, согласитесь, всем нам приятно зайти в красивый зал, с красивыми стеллажами, где любой вопрос можно прямо адресовать консультанту и купить то, чего нет в соседней аптеке. Именно у «сетевиков» в полном объеме представлены не только лекарственные средства, но и предметы гигиены, «здоровые продукты», многие полезные мелочи. Греют душу и системы скидок: дисконтные карты «Русский экспресс», Visa, накопительная программа «Малина». И, хоть экономия от них совсем пустяковая, тем не менее она приятна.
«Скажите, доктор…»
За последние пару лет сетевые аптеки сделали еще один шаг вперед — теперь в торговых залах работают не просто консультанты, а врачи. Доктора в торговом зале вызывают значительно большее доверие посетителей, нежели фармацевты и провизоры, которые стоят за прилавком. Кстати, возраст врача играет немаловажную роль. По статистике сетевых маркетологов, пожилые люди доверяют немолодым докторам. А посетители до 40, наоборот, предпочитают молодых, считая их сведущими в современных препаратах и новинках рынка.
Часто специализация врачей-консультантов напрямую зависит от ассортиментной политики конкретной аптеки. Например, аптеки «Старый лекарь» делают акцент на лекарственных, а не на парафармацевтических средствах, поэтому консультируют покупателей здесь специалисты общей практики — терапевты и педиатры. Аптеки сети «Чудо Доктор», в которых представлен широкий ассортимент парафармацевтических средств и косметики, тесно сотрудничают с косметологами. Аптеки «Доктор Столетов» единственные, имеющие крупные отделы оптики. Здесь работают специалисты-офтальмологи, которые проверяют зрение и помогают определиться с выбором очков или линз.
Совершенно секретно
Новые технологии продаж не прошли и мимо российского фармацевтического рынка. В последние годы активно развиваются интернет-аптеки. Вещь очень удобная — выбрать нужное лекарство и сделать заказ можно, не выходя из дома, с помощью электронного каталога с разделами «Лекарства», «Медицинские товары», «Красота и гигиена», «Здоровье», «Мать и дитя». Продавца-консультанта заменяет справочная система по всем лекарственным средствам. Вы выбираете симптом, который вас беспокоит, и часть тела, где он проявляется, а система выдает название и описание возможной болезни, полный список препаратов, которые используются для ее лечения. Но хотелось бы сразу предупредить, что подобная обширная информация ни в коем случае не заменяет консультацию профессионального врача.
Главное преимущество покупки через Интернет — это возможность сравнительного анализа цен. Однако надо иметь в виду, что низкая стоимость одного препарата, скорее всего, будет «съедена» завышенной ценой на другие лекарства, входящие в схему комплексного лечения. Поэтому всегда стоит проверять общий платеж. Имеет значение и стоимость доставки, если, конечно, сумма заказа не позволяет вам рассчитывать на доставку бесплатную. В Интернете вы также можете отыскать лекарственных оптовиков, которые, получив разрешение на розничную торговлю, продают медикаменты напрямую, без услуг аптеки-посредника. В этом случае цены на лекарства бывают ниже на 15–20%.
Еще одна инновация фармацевтического рынка — это информационно-торговые терминалы, созданные по типу справочных аэропортов и железнодорожных вокзалов. Вы приходите в аптеку, но не ищете нужное лекарство на полке и не стоите в очереди в кассу, чтобы получить необходимую информацию, а обращаетесь к терминалу. По указанным симптомам компьютер выдает предварительный диагноз и назначает нужное лекарство. По данным компании «ИТЕК», терминалы пока что не очень востребованы, посетители охотнее разговаривают с провизором или консультантом. Но есть группа покупателей, которые уже охотно обращаются с такой новинкой, — преимущественно это мужчины в возрасте до 35 лет.
Никаких подделок!
По прогнозам отраслевых экспертов, будущее все-таки не за новыми технологиями, а за аптечными сетями. В ближайшие два-три года их удельный вес возрастет до 70%. Кроме того, у крупных сетей есть реальные возможности сотрудничать с поставщиками, имеющими хорошую репутацию. А это эффективный способ борьбы с фальсификацией лекарств. Ведь эта проблема существенно затронула не только нашу страну, она остается весьма актуальной и для других государств. Экспертные оценки количества фальшивых лекарств в российских аптеках значительно различаются: одни называют 5%, другие настаивают на 10%. Чаще всего подделывают импортные дорогостоящие препараты. При этом фальсифицируют только торговую марку, сами же лекарства, как правило, имеют абсолютно аналогичный химический состав и то же действие, что и оригинальный препарат.
В 2007 году Росздравнадзор взял на себя обязательство по 100%-ному предлицензионному контролю фармацевтической продукции. Это означает, что теперь ни одно лекарство не поступит на прилавок без качественной проверки. Уже сегодня тщательный контроль проходит каждая серия поступающих из-за рубежа лекарственных средств. Продукцию хорошо зарекомендовавших себя производителей проверяют только по внешним показателям, и только в случае обоснованных сомнений проводят лабораторный анализ состава препарата.