Нитевой лифтинг, инъекции, лазеры, массажи, пластические операции, формулы нового поколения для кожи… Современный бьюти-арсенал впечатляет и способен решить, кажется, любую проблему внешности. Чтобы отдать ему должное (и полюбить еще сильнее), предлагаем совершить путешествие в Средневековье и узнать, как было принято ухаживать за собой почти тысячу лет назад.
Чтобы быть красивой, надо пострадать, гласит старинная французская пословица. Ей, похоже, не суждено потерять свою актуальность никогда. Но если сегодня страдать принято в стерильно-белоснежных помещениях клиник и салонов красоты, жмурясь от лазерных вспышек, при виде игл и канюль, то каких-то 800 лет назад во имя красоты приносились совсем другие жертвы. И в совсем других условиях.
Цель, впрочем, совсем не изменилась – выглядеть привлекательно как можно дольше.
Лучшие умы человечества и в первой половине прошлого тысячелетия создавали формулы и методики, которые расходились по городам и весям посредством самых надежных «соцсетей» – из рук в руки, из уст в уста. Писались многочисленные трактаты, посвященные здоровью, личной гигиене и уходу за собой. Некоторые из них дошли до наших дней. Отсюда и удивительные рецепты красоты, ознакомиться с которыми мы вам предлагаем.
Бледная богатая женщина
Если бы какая-нибудь модная парижанка из XIV века узнала, как нелегко добиваться ровного и стойкого бронзового оттенка кожи нынешним «малышкам на миллион», она пришла бы в ужас. Специальные капли, кремы, распыляемый салонный загар… В ТикТоке так и вовсе помешались на гормональных спреях для носа, которые усиливают синтез меланина, а с ним и негодование докторов, предупреждающих, что это очень опасно. Но в наше время инфлюенсеры постановили, что гораздо опаснее – по крайней мере, для имиджа и контента – быть бледной.
То ли дело – средние века, когда бледность была самым, с позволения сказать, ярким признаком высокого статуса. «Бела, как снег на льду», – это строка из «Песни о Роланде», французской героической поэмы XII века. Не стоит думать, что женщина мечты главного героя побледнела от испуга. Такой оттенок кожи веками считался мастхэвом прекрасных дам.
А вот загар был уделом крестьян, вынужденных проводить большую часть времени в полях. Люди богатые прятались от солнца в своих домах и замках, окна которых, и без того маленькие, были плотно завешаны гобеленами. С середины XIV века в Европе бушевала «черная смерть» – эпидемия чумы, которая, как тогда считали, распространялась по воздуху. Его приток в жилища ограничивали всеми возможными способами. Как людям дышалось, можно только догадываться.
Итак, бледность богатых женщин носила нездоровый характер и сама по себе. Однако ее всеми силами поддерживали и усугубляли с помощью косметических средств…
Добрые советы, или женский глянец 1000 лет назад
«Надобно положить яйца в крепкий уксус и дождаться несколько дней, пока скорлупа размягчится. После добавить белой горчицы, четыре унции молотого имбиря и смешать», – перед вами рецепт маски XII века из самого известного трактата о женской красоте De Ornatu Mulierum. Автор – Тротула Салернская, женщина-врач, жившая в итальянском городе Салерно на рубеже XI-XII веков.
На самом деле, историки так и не сошлись во мнениях относительно ее реального существования. Есть масса свидетельство о том, что под именем Тротулы писал мужчина – причем не лекарь-энтузиаст, а увлеченный медициной освобожденный раб (и явно прирожденный маркетолог), который за много веков до расцвета феминизма решил, что к трудам, написанным «женщиной для женщин», целевая аудитория проявит больше доверия.
До нас дошло несколько десятков копий трактатов Тротулы Салернской о женском здоровье «до, во время и после родов», о гигиене, уходе за зубами, кожей, волосами и депиляции. Вплоть до XIV века труды женщины-врача дополняли несколько других экспертов, но бренд «Тротула» был настолько раскрученным, что своих реальных имен авторы даже не считали нужным указывать.
Вернемся к инструкциям Тротулы. Отбеливанию кожи в трактате De Ornatu Mulierum посвящено несколько глав – и, соответственно, несколько рецептов. Переходим к тяжелой артиллерии:
«Смешать по половине ладана и мастики, добавить унцию молотого корня лилии и две унции свинцовых белил…», – так начинается руководство по приготовлению средства двойного действия, исцеляющего от ожогов и предупреждающего их. Свинцовые белила – каков санблок! Однако к тому времени они уже не одно столетие слыли топовым бьюти-ингредиентом. Как и следующий компонент защитной маски – жир мелких зверей, предпочтительно ежей, да простят нас любители животных и дикой природы.
Ароматизировать эту композицию предлагалось розовой водой – по желанию. Но меняло ли это запах зелья?
Смесь Тротула рекомендовала готовить на огне поздним вечером, наносить на кожу и отправляться так ко сну. С утра остатки удалялись тканью. Как чувствовал себя доблестный рыцарь или славный вельможа, возлежавший рядом с супругой в белилах и жиру, мы снова можем лишь предполагать. Впрочем, такую маску Тротула не рекомендовала делать часто, а значит, женщины могли планировать данный бьюти-ритуал на время очередной командировки избранника по делам государства.
Стереть с лица, смыть кровью
«Рыжеволосы женщины жестоки или лживы, но чаще – и то, и другое», – еще одна старинная французская поговорка. Про волосы мы поговорим в другой раз, но пока несколько слов про вечный бонус рыжих локонов – веснушки. Назывались они «метки Иуды» или «знаки дьявола» и в период активной охоты на ведьм, развернувшейся по всей Европе, создавали массу проблем своим обладательницам.
Если волосы можно и нужно было прикрывать, то спрятать веснушки было непросто. Но мало кто сдавался.
В едином стремлении стереть веснушки с лица женщины Европы практиковали разные методы. Уже знакомая нам Тротула у себя в Италии растирала в ступке корни змеевика и аронника пятнистого (между прочим, ядовитого), смешивала с жиром, добавляла камфору и розовую воду, процеживала смесь, а затем 5 дней заливала ее свежими настоями жимолости. «Только на шестой день смесь следует процедить через ткань и высушить на солнце. Делается это, дабы уменьшить ядовитые свойства растений…» – рискнем предположить, что смесь, даже выдержанная нужное время и высушенная до состояния пудры (ее надлежало тщательно втирать пальцами), действовала наподобие химического пилинга, снимая верхние слои кожи. Зато никаких веснушек.
Во Франции в ходу был иной рецепт – как и все французское, изысканный. Молотые корни спаржи и дикого аниса смешивались с сушеными белыми лилиями и вымачивались в смеси ослиного и козьего молока… Начало по меркам средневековой косметологии вполне безобидное, но дьявол-то в деталях! Полученную и герметично упакованную массу несколько дней выдерживали в теплом конском навозе и только потом процеживали через ткань и наносили на кожу. Шарман!
В средневековой Англии действовали еще радикальнее. Сушеные лилии, ядовитые корни, навоз… Это для слабаков. В британском трактате XIV века Liber de Diversis Medicinis на кожу рекомендовали наносить заячью или бычью кровь. Данный компонент пользовался популярностью у жительниц не только Туманного Альбиона, но и всей Европы. Помимо осветляющих, его наделяли и anti-age-свойствам.
Будет чуть повыше: могут ли подтянуть грудь инъекции PRP
Стоунтерапия: начало
Наравне с веснушками порицались и родинки с акне, свидетельствовавшие, в лучшем случае, о плохом характере женщины, а в худшем – о ее недостойном моральном облике. Памятуя об ингредиентах уходовых смесей, можно предположить, что кожа реагировала на них агрессивно и прыщи были нередким явлением для женщин средневековья, несмотря на здоровое питание и чистый воздух.
Получался замкнутый круг: чем больше за кожей ухаживали, тем яростнее она могла сопротивляться, подвергая себя все новым бьюти-испытаниям.
В уходе за собой в Средние века особую роль играли драгоценные камни, которыми и мужчины, и женщины не только украшали себя, но и активно лечили. Речь, разумеется, о высших сословиях, которые могли себе это позволить. В случае с прыщами на помощь призывался аметист. Его надлежало иметь при себе и как можно чаще «покрывать слюной своей», прикладывая затем к высыпаниям.
Если подводить итоги, то, несмотря на пугающую экстремальность средневековых методик и рецептов, связь с современностью очень даже прослеживается – по крайней мере, в растительной косметике. Например, тот же экстракт лилии по сей день считается одним из самых действенных для отбеливания кожи, а значит, Тротула Салернская не кривила душой.
Да и кровавые ритуалы для омоложения лица, практиковавшиеся, к слову, и в Древнем Риме, никуда не делись. Почти тысячу лет спустя они трансформировались в плазмолифтинг – процедуру действенную и этичную, ведь зайцев и быков с целью омолодиться никто уже не терзает. Теперь мы полагаемся на собственную кровь и высокие технологии, за которые их создателям еще раз хочется сказать спасибо.